Если вы увлекаетесь дизайном, то вам, должно быть, попадался на глаза круглый чемодан Bubble Case от Кристофа Джонера – чемодан, который при необходимости превращается в столик и стул. Или стеклянная, размером с кулак сфера Momento компании Philips. В нее можно загружать видеоматериалы (например, с мобильного телефона) и просматривать их в любой удобный момент. Или азиатские аквариумы, которые подсвечивают их обитательницы – рыбы с пересаженным флуоресцентным геном медуз... Все эти изобретения можно увидеть в парижском Научном городке Ла-Виллет или на Международном бьеннале дизайна в Сент-Этьене. И это еще далеко не предел возможного.

Новейшие материалы, которые получают с помощью высоких технологий, быстро входят в арсенал современных дизайнеров. В «Материо» – первой «материатеке», расположенной в Париже, – их зафиксировано более трех с половиной тысяч. Конструкторы используют в своей работе углеродные волокна, упругие полимеры, обладающие противоударными свойствами, композитные сплавы, «умный» текстиль, мембранные ткани. Благодаря этим материалам можно справляться с техничес­кими задачами, которые прежде казались неразрешимыми. К тому же новые технические возможности подстегивают дизайнерское воображение. Небо, вода, леса, горы и даже внеземное пространство становятся опытными площадками для современных творцов. Сегодня полет их фантазии не сдерживается уже почти ничем.

Швейцарец Бертран Пиккар разработал планер на солнечных батареях Solar Impulse. Размах крыльев у него больше, чем у «Аэробуса-380», он может взлетать и парить в воздухе без единой капли горючего, почти без ограничения во времени. Кроме того, воплощая в жизнь мечту Икара, конструкторы создают крылатые комбинезоны, позволяющие максимально задерживать момент раскрытия парашюта. Первые такие образцы появились в 1994 году. В 1996-м француз Патрик де Гейардон разработал костюм Wingsuit, а два года спустя заплатил жизнью за свою страсть к свободному полету. И все же последние технологические усовершенствования и впрямь превращают парашютиста в крылатое существо, которое может планировать в течение нескольких минут со скоростью 130 км/ч! Парусина и низкопористая эластичная ткань, укрепленные кевларом, придают этому комбинезону, усовершенствованному десять лет назад, уникальные характеристики. Есть еще военный вариант костюма, напоминающий истории о Бэтмене: люди-птицы умудряются плыть по воздуху на высоте 10 тысяч метров благодаря крыльям из углеродных волокон, которые не могут обнаружить радары.

Другие творческие натуры осваивают водную стихию. Французский судовой архитектор Жан-Мишель Дюкансель придумал Anthenea, автономное экологичное жилище, наполовину погруженное в воду. Его можно расположить где-нибудь у коралловых рифов и наблюдать подводный мир. А японец Фумихико Маки оборудовал на барже павильон, где под навесом из поли­эфирных материалов скрываются театральные подмостки. Проект был воплощен в голландском Гронингене. Элегантный и легкий зал может сам подплывать по каналам к зрителям.

Бионический дельфин от калифорнийской компании Innerspace принципиально отличается от прочих субмарин. Обычные подводные лодки погружаются и всплывают при помощи балласта, а этот аппарат использует энергию движения, чтобы входить в воду под разными углами. Дельфин ныряет, подпрыгивает и переворачивается на волнах. «Управлять им – все равно что летать под водой», – утверждает создатель лодки, который при разработке ее внешнего вида, видимо, вдохновлялся очертаниями легендарного американского истребителя F22.

Научный десант на вершины тропических лесов

Парижский архитектор Жиль Эберсо – автор знаменитой Ballule, надувной сферы из поливинилхлорида для безопасного спуска по горным склонам и другим неровным поверхностям. Он изобрел эту сферу в 1974 году, в 1980-м увеличил ее диаметр до 4 метров, а через пять лет – до шести. В таком шаре он сначала спус­тился с 10-метрового водопада, а потом скатился со знаменитой Фудзиямы (3776 м).Читать дальше >>>