Ездовых собак на Шпицбергене немного, не больше сотни. Правда, и людей там не так чтобы слишком: на два населенных пункта – норвежский Лонгиербюен и российский Баренцбург – приходится всего три тысячи человек. Это примерно столько же, сколько на архипелаге белых медведей. Тем не менее ездовым лайкам, которые содержатся в специальном питомнике в Лонгиербюене, скучать не приходится. В сезон отпусков население архипелага заметно увеличивается: туристов все больше манит нетронутая природа севера. Гостиницы в этот период переполнены, лайки трудятся без устали, а желающим прокатиться на собачьей упряжке приходится записываться заранее.

Однако туристической экзотикой ездовые собаки на Шпицбергене стали лишь в последние десятилетия. Прежде собачьи упряжки были основным средством передвижения для самих жителей архипелага. Освоение высоких широт вообще было бы невозможно без ездовых собак: именно с их помощью человек достиг обоих полюсов Земли, совершил важнейшие географические открытия в Арктике и Антарктике. И в нашей стране вплоть до 1970-х годов ни одна высокоширотная экспедиция не обходилась без собак.

Как сообщает Доктор биологических наук Людмила Богословская, северные народы использовали собак в качестве средства передвижения на протяжении нескольких тысячелетий. Наскальные рисунки, обнаруженные севернее озера Байкал, свидетельствуют, что на собаках там ездили еще 4 тысячи лет назад. А в начале 1990-х годов на острове Жохова (архипелаг Новосибирские острова) была обнаружена охотничья стоянка с остатками нарт, собачьей упряжи и хорошо сохранившимися костями собак. Если верить результатам радиоуглеродного анализа, то возраст этой находки – 8000 лет!

Ездовые и охотничьи, оленегонные и сторожевые, в Приполярье собаки ценились как самое дорогое имущество. Многие народности Севера собак обожествляли. Древние охотники на собачьих упряжках перевозили свое снаряжение и добычу. Собакам даже доверяли согревать новорожденных.

 

 

Ученые полагают, что ездовые собаки появились у северных народов раньше, чем ездовые олени. Хотя собаки и не столь сильны, они более выносливы и лучше приспособлены к вечной мерзлоте. По замерам российского этнографа Владиллена Туголукова средняя скорость собачьей упряжки по бездорожью на длинных дистанциях составляла 10 км/ч, а на зимних дорогах протяженностью 200–250 км – 15–17 км/ч. Легковая нарта могла пройти 250 км за 15 часов, путь в 750 км преодолевала за трое суток. По накатанной дороге упряжка из 12–14 собак везла до тонны груза, по бездорожью – около полутонны.

Всему миру ездовые собаки доказали свою незаменимость уже в ХХ веке, когда в 1925 году в городе Ном на Аляске разразилась эпидемия дифтерии и туда срочно потребовалось доставить сыворотку. Путь длиной 1053 км нужно было преодолеть не дольше чем за 9 суток. Снарядили несколько собачьих упряжек, погонщики сменяли друг друга, передавая груз, как в эстафете. Несмотря на пургу и пятидесятиградусный мороз, цели удалось достигнуть за 127 часов – пять с половиной дней. На последнем этапе, когда погонщик не мог разглядеть дорогу в снежной буре, вожаком шел пес Балто, который самостоятельно привел собак в Ном. В конце того же 1925 года в благодарность за спасение Нома в Центральном парке Нью-Йорка был поставлен памятник Балто с надписью «Выносливость, верность, ум». Этот монумент можно считать памятником всем ездовым собакам, шедшим в Ном. Так, например, самый трудный и опасный этап эстафеты, пролегавший по заливу Нортон, преодолевала упряжка с другим вожаком – Того.

У нас вплоть до 1960-х годов собачьи упряжки были важным, а иногда единственным видом зимнего транспорта в северных регионах. Ими пользовались не только местные жители, но и государственные службы – от почты до пограничных войск. Только на Камчатке в 1937 году работало 50 700 собак – больше 4500 полных упряжек. Сокращение числа ездовых собак в последние десятилетия специалисты связывают не столько с распространением снегоходов, сколько с сокращением районов традиционного промысла северных народов. Ведь ездовое собаководство экономически целесообразно только там, где имеется достаточно дешевого мясного или рыбного корма. geo_icon