По преданию, знамя было у Желтого Императора – мифического прародителя китайцев. Первые дальневосточные изображения флага относятся к XVI веку до н. э. Видимо, свою роль сыграл шелк, не знакомый другим цивилизациям.

Вообще же штандарт – один из первых признаков человеческого сообщества. Ацтеки сооружали знамена из перьев экзотических птиц, кочевники Центральной Азии – из лошадиных хвостов, повсеместно на шест водружали изображение тотемных животных. Древко и навершие символизировали мировое древо и небесного покровителя. Штандарт врывали в землю, недаром германский корень этого слова означает «стоять». Как сказано в библейской Книге Чисел, «Сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем».

Штандарты, обычно, закрепляли возле царского трона, но царю приходилось передвигаться, и штандарты двигались вместе с ним. На рельефе начала III тыс. до н. э. перед фараоном Нармером, объединившим Верхний и Нижний Египет, несут шесты с символами египетских провинций. Древнейший сохранившийся штандарт (2400–2200 г. до н. э., из раскопок Аладжа-хёюк в Турции) принадлежал царю хеттов, на нем символически изображены олень, два быка и солнце.

На западе Евразии матерчатые знамена появляются, видимо, в IV веке до н. э. Флаг, похожий на современный, мы видим на фреске из города Пестум в Италии (330 г. до н. э.). Значит, его изобретателями в Европе следует, независимо от китайцев, признать древнее и ничем особо не прославившееся племя самнитов. Возможно, знамя было и у персов: на помпейской мозаике, изображающей битву армий Александра Македонского и Дария, рядом с последним был изображен квадратный кусок ткани, свисавший с прибитой к шесту реи. (Такое полотнище, гонфалон, нам известно как хоругвь – слово монгольское, несмотря на его православные ассоциации в нашей культуре.) На знамени красовался петух – герб Персии. Увы, этот фрагмент мозаики утрачен.

Римские воины маршировали под значками-штандартами, увенчанными изображениями животных (после 104 г. до н. э. исключительно орлами – консул Марий постановил, что знаком римского легиона станет изображение именно этой грозной птицы). А вот конным отрядам, не игравшим большой роли у римлян, присваивались стяги-хоругви из красной ткани. Видимо, на этой основе соорудил свой знаменитый лабарум император Константин. По христианской легенде, он во сне увидел, как изготовить знамя для победы, и услышал пророчество «Сим победиши». В описании лабарума говорится, что это была «царская ткань» квадратной формы, свешивающаяся с поперечной реи.

 

В раннем средневековье больше внимания уделяли уже не древку, а полотнищу. У варваров римляне позаимствовали фламмулу («огонек») – яркий вымпел треугольной формы. Привязанный к копью, он трепетал на ветру, как язычок пламени. Несколько таких вымпелов крепили рядом, получалось знамя – такое на мозаике IХ в. из Латеранской базилики в Риме держит император Константин, а на реймсском рельефе слоновой кости того же времени, – легионеры, распинающие Христа.

По мере возрастания роли кавалерии росло количество флажков на копьях. Это связано с появлением доспехов, скрывавших рыцаря целиком – единственным средством идентификации была геральдика. Но если гербы становились все сложнее, то знамена – все проще. К зрелому средневековью у каждого аристократа был свой стяг, и чем выше был ранг обладателя, тем меньше «язычков» трепетали на конце древка. Сюзерен мог срезать язычок с флага отличившегося рыцаря прямо на поле битвы. А наделяя вассала властью над какой-либо территорией, король вручал ему квадратный красный стяг.

Расцвет флаги пережили в эпоху крестовых походов. Крестоносцам требовалось обозначить свою цель и как-то различать друг друга в толпе интернационального воинства – так возникают полотнища с крестами. В ХII веке флаг стал отличать не только род войск или суверена, но и рыцарей той или иной страны. По соглашению 1188 года красный крест на белом поле стал символом Франции, белый на красном – Англии, зеленый на белом – Фландрии. Договор действовал недолго, но впервые превратил флаг в государственный символ.Читать дальше >>>