Утром 9 апреля 1963 года из гавани Портсмута (штат Нью-Хэмпшир) медленно выходит атомная подводная лодка. Она похожа на огромную хищную рыбу, лениво плавающую у поверхности воды.

Черный матовый корпус почти целиком скрыт под водой, и все равно видны внушительные размеры этой подлодки. Когда она стояла у причала, рубка доходила до палуб соседних надводных кораблей.

По официальной нумерации ВМС США лодка проходит как SSN-593. Но у нее есть имя – «Трэшер», «Морская лисица» – это вид акул с необыкновенно длинным и мощным хвостовым плавником, которым она оглушает жертву. Вполне подходящее название для самой совершенной по меркам того времени и самой опасной подводной лодки США.

Работающие от атомного реактора паровые турбины набирают заданные обороты. Двигатели можно не только услышать, но и ощутить – на борту легкая вибрация преследует тебя всюду.

Боцман подносит к губам корабельный свисток – и флаг на корме спускают, вместо него на рубке поднимают небольшой вымпел. «Приготовиться к погружению!» – командует Харвей.

«Трэшер» впервые после длительной стоянки на верфи совершит двухдневное глубоководное погружение у восточного побережья Америки. Поэтому подводная лодка выходит из гавани без вооружения. Зато людей на борту больше, чем обычно: 3 офицера с верфи Портсмута, представитель штаба ВМС США и 17 гражданских лиц, в основном инженеры и техники. Всего вместе с экипажем на «Трэшере» находятся 129 человек.

Округлый корпус «Трэшера» длиной 85 м и шириной 9 м сделан из высокопрочной стали. Помимо обычных горизонтальных и вертикальных рулей на заостренной корме лодка оснащена небольшими, напоминающими крылья, рулями стабилизации на рубке. Корпус судна настолько гладкий, что во время надводного плавания матросы перед выходом на палубу надевают обувь со специальной подошвой, чтобы не поскользнуться.

Когда субмарина выходит из гавани, вспарывая носом волну, она кажется медлительной и неповоротливой. Но под водой эта гигантская подлодка водоизмещением 4200 тонн подвижнее спортивного самолета в небе. Как настоящая акула, «Трэшер» может разворачиваться на ограниченном пространстве и резко менять курс, может быстрее скоростного лифта погружаться в бездну и всплывать на поверхность. Недаром внутри во всех отсеках и переходах приделаны поручни, чтобы подводники во время резких маневров корабля могли удержаться на ногах.

Сердце субмарины – сравнительно небольшой атомный реактор S5W, работающий на урановом топливе и охлаждаемый водой – стандартная модель двигателя подлодок ВМС США. Паропроизводительная установка этого реактора обеспечивает работу паровых турбин мощностью 15 000 л. с. и генераторов, вырабатывающих ток для всех электрических устройств подводной лодки. Теоретически «Трэшер» может, не всплывая на поверхность, на скорости 30,5 узлов (55 км/ч) преодолеть 200 тыс. км, то есть 5 раз обойти вокруг земного шара.

Лишь узкий круг военных в то время знал, на какую именно глубину рассчитана «Морская лисица». Судя по ее техническим характеристикам, она может погружаться на 360 м. Это в три раза больше предельной глубины, на которой плавали американские субмарины времен второй мировой войны. Рейс 9 апреля как раз должен был продемонстрировать (тому же узкому кругу посвященных, разумеется), какова предельная глубина погружения подлодки нового поколения.

Субмарину сопровождает специальный катер «Скайларк», в терминологии подводников – судно обеспечения. Командует им капитан-лейтенант Стэнли Хеккер. Задача экипажа «Скайларка» – освобождать водное пространство в районе испытаний от других судов, поддерживать связь с подлодкой и берегом. К тому же наученное горьким опытом командование ВМС США поручило «Скайларку» в случае возникновения чрезвычайной ситуации на «Трэшере» приступить к спасению лодки и экипажа. Американцы уже потеряли немало подводных лодок при испытаниях на погружение.

На борту «Скайларка» имеется спасательная камера, но она может спуститься лишь на 280 м, значит, до предполагаемой предельной глубины «Трэшера», а тем более до дна, она не достанет. Глубина моря в районе испытаний нешуточная – более 2,5 км.Читать дальше >>>