Сайты партнеров




GEO приглашает

28-го января в центре современного искусства «Винзавод» c 12:00 до 18:00 пройдет Юна-Фест — выставка-пристройство собак и кошек из приютов


GEO рекомендует

WoodAndWatercolour — удивительные и современные изделия для интерьера, объединяющие лаконичность графики и неповторимую фактуру дерева


Удивительные мелочи Куритибы

текст: Ханне Тюгель
Куритиба

Весь мир едет к нам, чтобы полюбоваться на автобусные остановки!» – смеется Лиана Валичелли. Смеется-то она смеется, но в голосе явственно слышна гордость. Лиана – архитектор, она работает в Управлении по городскому проектированию Куритибы. Ее задача – открывать посланникам из дальних стран тайны современного градостроительства по-бразильски. На прошлой неделе она возила по городу делегации из Японии, Падуи, Калифорнии, Мексики, Цинциннати, Сиэтла и Южной Кореи. Со дня на день в Куритибе ждут приезда членов Европарламента.

И все они хотят увидеть местное ноу-хау – автобусные остановки. В самой Куритибе эти изящные сооружения из плексигласа, оснащенные входными турникетами и автоматическими дверями, запросто именуют «трубами».

Конечно, не только ради лицезрения «труб» прилетают за тридевять земель в столицу далекого бразильского штата Парана архитекторы и чиновники со всего мира. Они приезжают в надежде на помощь, подсказку и чудодейственные рецепты, которые исцеляют недуги больших городов. Говорят, в Куритибе сумели найти нетрадиционные способы борьбы с пылью, смогом, мусором, многими социальными проблемами. И все это – в условиях головокружительного демографического роста. В 1950-х годах в Куритибе не насчитывалось и 200 тыс. жителей. Сегодня – 1,7 млн, а если с пригородами – 3,1 млн.

Куритиба расположена в 350 км к юго-западу от одного из двух бразильских мегаполисов – Сан-Паулу (второй, естественно, Рио-де-Жанейро), на высоте более 900 м над уровнем моря. Назвать этот город красивым язык не повернется, пожалуй, даже у самого рьяного патриота. Сквозь поцарапанные стекла башни компании Telecom открывается панорама города – беспорядочная череда высоток вдоль широких проспектов. Узкие или, напротив, громоздкие бетонные башни возвышаются над морем приземистых домишек и плоских заводских корпусов.

В чем же тогда уникальность этого города? В деталях, во множестве удивительных мелочей. Обилие парков. «Маяки знаний» – библиотеки, где можно взять книги и получить бесплатный доступ в интернет. «Гражданские u1091 улицы» – целые кварталы, отведенные под городские учреждения, игровые и спортивные площадки. Контейнеры пяти разных цветов для разных видов мусора. Детские сады, где у каждого малыша – обязательная зубная щетка. Культурные центры, вроде музея Оскара Нимейера – эксцентричный бразильский архитектор спроектировал здание, напоминающее огромный черный глаз с белой мраморной каймой. Или оранжерея в Ботаническом саду – дворец из стекла и стали.

 

«Город людей» – такой слоган придумала для себя Куритиба. «У нас нет ни знаменитых пляжей, как в Рио, ни прогремевшей на весь мир современной архитектуры, как в столице страны, городе Бразилиа, – говорит Лиана Валичелли. – Мы просто стараемся извлечь максимум из того, что имеем». Застрельщиком выступает Управление по городскому проектированию – учреждение совсем не бюрократическое.

Повести город по экспериментальному пути решил человек, которого зовут Жайме Лернер. В 1960-х годах он создал и возглавил Управление по городскому проектированию, потом трижды избирался мэром Куритибы и дважды губернатором штата Парана. К тому же до 2005 года он был президентом Международного союза архитекторов. Сегодня Лернеру 69 лет. Он путешествует по миру и делится нажитым опытом с другими городами. Лернер знает, как добавить им уюта и комфорта, а свою концепцию называет «городской акупунктурой».

К этой идее он пришел много лет назад, работая над студенческим проектом – зданием из дерева и стекла в квартале Кабрал. «Город – это тонкий организм, – объясняет Лернер, сидя за рабочим столом. – Хотите оздоровить его? Втыкайте иголки быстро, как китайские врачи, – тогда не будет больно». Монументальный музей Нимейера как раз построили по акупунктурным принципам – за каких-то пять месяцев.

Но это не предел. Рекорд скорости строительства установили, обустраивая пешеходную зону. В 1972 году Лернер решил закрыть главную автомагистраль, проходившую через центр города. Улицы – для людей, а не для машин! Революционная идея, тогда во всей Бразилии еще не было ни одного пешеходного квартала. Едва вступив в должность мэра, Лернер приступил к реализации своего плана – втайне от журналистов и широкой публики. Он не собирался вести нудные дебаты о целесообразности проекта – вместо этого на закрытых совещаниях добивался от строителей сокращения сроков.

«На это уйдет два месяца,» – сказали ему в первый раз. «Быстрее, чем за месяц, управиться просто невозможно», – во второй. «Как минимум неделя», – в третий.

«Значит так: начинаем в пятницу вечером, заканчиваем в понедельник», – сказал как отрезал Лернер. Быстро – значит не больно. Три ночи и два дня в центре стучали отбойные молотки, а утром в понедельник в Куритибе появился первый участок Цветочной улицы – черно-белая мостовая, кадки с цветами, новые фонари. И все это – за выходные.

Автомобилисты, конечно, пришли в ярость от такого коварства. Но когда они, собравшись в колонны и ожесточенно сигналя, двинулись в центр, собираясь отвоевывать свои права, их встретил неожиданный противник. Вместо полицейских кордонов водители увидели рисующих детей. Лернер распорядился раскатать на мостовых длиннющие рулоны бумаги и объявил многодневный конкурс детского рисунка. Каков же итог? Сегодня пешеходные зоны вы найдете в любом бразильском городе.

 

Лернер – широкоплечий, крепкий мужик. Упрямый, хитрый и умеющий добиваться своего. «На одном желании далеко не уедешь, – говорит он. – Стратегия и фантазия – вот что нужно политику».

Родители Лернера – польские евреи – приехали в Бразилию в 1933 году. Здесь он учился, работал, делал карьеру. Его любимое слово – «уважение», его мечта – «город людей», в котором каждому найдется место.

Одних пешеходных зон для этого мало. В первую очередь нужно было решить проблему общественного транспорта. На строительство подземки денег в городской казне, конечно, не было. И тогда в Куритибе придумали «метро на колесах»: на улицах с самым интенсивным движением выделили полосу и пустили по ней большие, курсирующие с короткими интервалами автобусы. Установили единую цену проезда. Оборудовали знаменитые «трубы» – остановки, защищающие от дождя и ветра. Ведь в субтропической Куритибе осадков выпадает вдвое больше, чем в самых дождливых городах Европы.

«Метро на колесах» открыли в 1974-м. Сегодня это уже разветвленная сеть: 2000 автобусов, 390 маршрутов. Автобусы разноцветные: небольшие пригородные – оранжевые. Длинные красные «бегают» по центру, а серебристые экспрессы ходят по окраинам города – это «кольцевая линия» Куритибы. Транспортная система потребовала новых градостроительных решений. Вдоль центральных магистралей стали строить вплотную друг к другу жилые 30-этажки, сокращая для сотен тысяч людей путь от дома до остановки. Шутка ли – 2 млн человек ежедневно!

Комфорта пассажирам, правда, никто не обещал. Старых, пускающих клубы черного дыма автобусов в Куритибе полным-полно. Летом их салон превращается в бесплатную сауну. Сидячих мест на всех не хватает. Пассажиры набиваются как сельди в бочке. Но они не горюют. Им-то уж точно живется лучше, чем соседям в Сан-Паулу, где нет спасения от вечных пробок – до пункта назначения вовремя доберешься, только если повезет. Недаром тамошние богачи на важные встречи летают на такси-вертолетах.

За пределами центра Куритиба живет умиротворенно – еще одно отличие от Сан-Паулу. Здесь любят природу, хотя обращаются с ней не менее экстравагантно, чем с автобусами. В городе 31 парк, 30 из которых разбили в последние десятилетия. Причем многие находятся в низинах, которые заведомо затопит при первом же ливне.

А Куритибу регулярно заливают обильные субтропические дожди. Что делать, поднимать проезжую часть над землей, тратить десятки миллионов долларов на строительство бетонных виадуков? Но нет гарантии, что после грозы улицы, а с ними и одноэтажные дома, не окажутся под водой. Тогда в мэрии Куритибы просто решили выкупить проблемные участки у владельцев. Теперь дождевая вода скапливается в устроенных там искусственных озерах и затопляет близлежащие парки, а не жилые районы.

В выигрыше остались все – любители бега трусцой, велосипедисты и роллеры, влюбленные парочки и поклонники шашлыков на лужайке. И, что немаловажно, животные. По газонам парка Баруги расхаживают горластые чилийские чибисы, а его большое озеро – рай для бакланов и белых цапель. В зарослях парка Тинги снуют бурые капибары – здоровенные грызуны, достигающие более метра в длину.

А в парке Дзанинелли среди деревьев виднеется постройка – Открытый университет окружающей среды. Наряду с курсами по экологии для взрослых университет организовал природоохранный проект Ecos для детей от 6 до 12 лет. В детских садах, работающих по программе Ecos, воспитатели поют со своими подопечными песни о биологическом разнообразии и учат их правильно сортировать мусор. Но главная задача таких садиков – обеспечить уход и бесплатное питание детям из неблагополучных семей.

«Бывают дни, когда кажется, что все усилия напрасны», – говорит 36-летняя Вероника Гомес, которая работает для Ecos в квартале Вила-Верде. У этого района плохая репутация – наркоторговля, уличная преступность. «Многие дети рано втягиваются», – вздыхает Вероника.

Тем больше радости приносят удачные дни. Вчера 10-летний сорванец Родригес во второй раз выиграл шахматный турнир. Год назад парень не знал, как ходят фигуры, а уже громит на доске одного за другим своих сверстников из благополучных районов. Идея организовать шахматные школы в трущобах-фавелах возникла у опекающего детсад бразильского отделения концерна Bosch. С 1975 года компания получила немало наград за экологичность производства.

 

Руководители отделов обязаны пройти вечерний курс в Университете окружающей среды. Главным акционером бразильского отделения Bosch является благотворительный фонд.

Поэтому дивиденды – а они в 2005 году составили 63 млн евро – идут на общественно полезные цели. Например, на зарплату для Энрике, 24-летнего тренера по шахматам. Программы помощи жителям трущоб действуют по всему миру – от Калькутты до Чикаго. Что отличает Куритибу, так это, пожалуй, настойчивость, с какой здесь заботятся о бедноте. Проекты энтузиастов покоряют креативностью: шахматы вместо наркотиков, продовольствие вместо мусора.

По средам в квартале Ново-Мундо выстраивается длинная очередь к весам. Люди толкают перед собой все, что имеет колеса и может катиться – от тележек из супермаркета до велосипедных прицепов, садовых тачек и отслуживших свое детских колясок. Разномастный «транспорт» загружен особыми отходами – «не являющимися мусором».

Переулки в фавелах узкие, поэтому наладить упорядоченный вывоз «ценного мусора» практически невозможно, что создает неизбежные санитарные проблемы. Поэтому в Куритибе с 1991 года действует проект «Зеленый обмен». Раз в две недели в 61 точке города тот, кто сдаст 4 кг перерабатываемых отходов, получает 1 кг продуктов.

В эту среду предлагают на выбор бананы, картофель или лук. А поскольку сегодня еще и День города, каждого пришедшего одаривают цветком в горшочке. Это уже традиция: к началу учебного года дарят тетради, на Пасху – шоколад.

Сбор мусора в благополучных кварталах стал своего рода бизнесом. Предприимчивые люди выуживают из выставленных на тротуар черных мешков бутылки, банки, бумагу. Нагрузив тачки, отправляются к старьевщику. Кто-то сам впрягается в тележку, кому-то подсобляют родственники, а у некоторых есть лошадь. Старьевщики платят наличными. В месяц можно заработать около 300 реалов, это примерно 100 евро – достаточно, чтобы кое-как сводить концы с концами.

 

Работа! Будущее! Достойная жизнь! За ними еще с начала XVIII века в Куритибу стекались иммигранты из Португалии. Потом потянулись переселенцы из самых далеких и экзотических стран – японцы, ливанцы, украинцы... Сегодня едут из других бразильских городов, включая Сан-Паулу и Рио. В 2000 году в Куритибе и ее пригородах жили 2,7 млн человек. Сегодня – на 400 тыс. больше. Как на дрожжах растут новые высотки, на городской карте появилось более 1800 новых улиц. Школы работают в три смены. И конца людскому потоку не видно. Демографическая u1087 проблема налицо.

Карлос Гести разложил перед собой аэрофотоснимки Куритибы – сплошные крыши. Причем некоторые втиснуты там, где никакими планами они не предусмотрены. Бич бразильских городов – самострой. Гести считает, что сейчас в стихийно возникших фавелах живут 4–5 тыс. семей.

В Куритибе решили не бороться с нелегалами, а переселить их, легализовать. Этим непростым делом и занимается Гести. Вариантов два: город может выделить земельный участок, чтобы жильцы строились своими силами. Или предоставить мигрантам маленькие домики и выдать мини-кредиты на льготных условиях, чтобы законное жилье могли себе позволить даже самые нуждающиеся.

Моника Рибейро да Силва год назад перебралась в квартал Баирро-Ново из нелегальной фавелы. Там она долго жила в палатке – ни водопровода, ни электричества. Теперь Моника полноправная домо- и землевладелица. «Никакого сравнения», – улыбается сеньора. Ее сыновья, Бруно и Натанаэль, теперь ходят в новую школу за углом. Неуютные поначалу дворы в квартале новостроек быстро засаживают деревьями и цветами. Открылся женский клуб. Сама Моника организовала курсы капоэйры – танцевально-боевого искусства.

Но как ни странно, не все спешат покинуть свои временные жилища. «У нелегалов ведь сложилась собственная инфраструктура. Подыскали себе работенку, кто-то уже построил каменный дом», – рассказывает Гести. Не успевает он переселить одну семью, как на освободившееся место в фавеле въезжает следующая.

Людей привлекает в Куритибу слава образцового города будущего. Но приехав, мигранты понимают: похоже, они опоздали. Лернеру и его последователям, правда, удалось привлечь в регион индустриальных гигантов – Bosch, Philip Morris, Renault, Volvo, Volkswagen. И все равно рост числа рабочих мест не поспевает за бурным ростом населения. Увы, не отстает и преступность. За десять последних лет вдвое увеличилось число убийств. Дома часто обнесены высокими стенами с проволокой под током.

Нет, власти Куритибы не изобрели чудодейственного лекарства от глобальных проблем современности. Их девизом остается: «Извлекай максимум из того, что имеешь». Систему автобусного сообщения, придуманную в Куритибе, взяли на вооружение Богота, Кито, Сеул и Джакарта. А в управлении по проектированию тем временем лелеют новые планы: восстановление исторического центра, создание технопарка, строительство стадионов. Городские власти вдохновляет мечта, которая могла бы наконец принести «городу людей» мировую славу – Олимпийские игры в Куритибе в 2016 году.

11.05.2011
Теги: