Названия у будущего подземного вокзала пока еще нет. Кто-то вывел краской из баллончика на стене: 9703. Ровно столько метров уже пройдено от южного портала – входа в туннель у швейцарской деревни Бодио. Теперь к месту работы проходчики едут по временной узкоколейке.

Полчаса, пока платформа с людьми и строительными материалами продвигается в глубь горы, все дремлют – стараются экономить силы, чтобы выстоять очередную смену. Последние метры предстоит прошагать на своих двоих по железным сходням. И вот, наконец, впереди маячит их «офис» – стальная громадина буровой туннелепроходческой машины ТПМК. Хейди – так ласково именуют ее здесь.

Рабочие гуськом взбираются по узкой лесенке на это чудище, в буквальном смысле слова способное своротить горы, и один за другим исчезают в его чреве.

Первые минуты Хейди тоже вроде как дремлет, пока два монтера меняют неисправный гидрошланг. Но вот один показывает большой палец и нажимает на кнопку запуска двигателя. Крик «Поехали!» тонет в оглушительном грохоте.

Если не успеешь заткнуть уши берушами и широко расставить ноги, пеняй на себя. Устоять на железной платформе нелегко – шум и тряска неимоверные. Пятьдесят восемь резцов оказывают на скальную породу давление в 26 тонн каждый. И крушат, крушат непробиваемый гранит Центральных Альп, возраст которого свыше 300 млн. лет…

Туннели в Швейцарии строят давно. Альпы здесь продырявлены не меньше, чем прославленный швейцарский сыр. Одних действующих туннелей около 900. А в 2002 году началось строительство нового. Туннель под перевалом Сен-Готард станет самым длинным в мире.

Его прокладка обойдется Швейцарии примерно в 4,6 млрд евро. 57-километровая «подземка» соединит деревню Бодио в кантоне Тессин с Эрстфельдом в кантоне Ури. Тем, кто едет из Швейцарии в Италию, это сократит дорогу на целый час: из Цюриха до Милана можно будет добраться за 2 часа 40 минут.

Сооружение туннеля-рекордсмена – дело рискованное и чрезвычайно сложное. Но необходимое. В автомобильном атласе Европы многочисленные автодороги и к северу, и к югу от Альп сплетаются в две запутанные сетки, ветвящиеся, как кровеносные сосуды. Но проехать на север Италии из Базеля, Цюриха и Люцерна можно через единственный автодорожный туннель, открытый под тем же перевалом Сен-Готард в 1980 году. За день его узкое «горлышко» пропускает до 3500 грузовиков. Новая железнодорожная магистраль позволит сократить возрастающий автомобильный поток через Альпы. Да и жители окрестных городков, наконец, вздохнут свободно – туннель избавит их от гари, выхлопов и вечного шума большой дороги.

Руководство компании «Альптранзит », дочернего предприятия «Федеральных железных дорог Швейцарии», уверяет: первые поезда пройдут под Сен-Готардом уже через 9 лет. Очень может быть – при таком напряженном графике работ. Строительство идет в пяти местах одновременно – везде бурят, взрывают, роют. У южного входа в туннель – в Бодио, на севере – у Эрстфельда, а еще у деревень Файдо, Седрун и Амстег в разных кантонах Швейцарии. Строители называют эти шахты «подходными штольнями».

Когда составы мчатся по туннелю, образуется мощная ударная волна. Страшно вообразить, что будет, если там столкнутся два поезда, летящие со скоростью 250 км/час. Поэтому туннель Сен-Готард – это две параллельные трубы, движение поездов по каждой из них будет односторонним. Машина Хейди уже три года пробивает скалы с юга – ее используют для проходки западной ветки туннеля, ее «сестра-близняшка», которую окрестили Сисси, ведет проходку восточной ветки.

Через каждые 325 м трубы соединены поперечными галереями: в случае вынужденной остановки поезда в туннеле, пассажиры смогут перебраться по ним на параллельную ветку.

В удачные дни машины проходят до 20 м. В неудачные прорывают за смену не более 5–6 м. Все дело в структуре скалы: чем она крепче, тем эффективнее работа.

Хейди и Сисси откалывают резцами куски породы величиной с большое блюдо (шахтеры называют их «вскрышей») и сами же от них избавляются: по ленте транспортера, которым оборудованы ТПМК, отбитые куски подаются на несколько сотен метров назад. Там их ссыпают в вагонетки и вывозят из туннеля.Читать дальше >>>