Если зомби-апокалипсис когда-то и случится на Земле, то произойдет он в растительном мире. Британские микробиологи из центра Джона Инесса изучили бактерии фитоплазм и выяснили, что выделяемый ими протеин SAP54 способен влиять на рост и развитие растений, превращая их в «зомби». Свое исследование они опубликовали на страницах журнала PLOS Biology.

По словам профессора Саскии Хогенхоут, ученым впервые удалось раскрыть подробности процесса «зомбирования» растений: протеин SAP54 вызывает мутации, он трансформирует цветы в листья, меняя их белковую структуру. У зараженного экземпляра появляются зеленые дополнительные побеги, которые могут служить только кормом для насекомых. Это приводит к тому, что растение становится бесплодным, и единственной целью его существования становится размножение и выживание бактерии.

Переносчиком паразита являются жуки цикадки — мелкие прыгающие насекомые. В их рацион входят как раз те виды растений, которые чаще всего становятся «зомби». Жуки съедают больную листву, бактерия попадает в слюну насекомых и таким образом перемещается с растения на растение.

В животном мире многие паразиты могут даже менять поведение своих носителей, чтобы попасть к окончательному хозяину. К примеру, плоские черви из рода Dicrocoelium манипулируют зараженными ими муравьями. Днем насекомые ведут себя нормально, но ночью они покидают муравейник и закрепляются мандибулами на вершине травинок. Оттуда они попадают в организм травоядных животных, внутри которых паразит продолжает свой жизненный цикл.

По мнению британских ученых, исследование механизма подобного заражения растений поможет справиться с болезнями злаков без использования пестицидов. Достаточно будет блокировать «зомбирующий» протеин, который влияет на клеточную структуру. geo_icon