Астрономы открыли малую планету 2010 TK7, которая делит орбиту с Землей. Ее маршрут вокруг Солнца почти совпадает с нашим, но малая планета проходит его на несколько дней раньше.

На снимках, сделанных мощным 3,6-метровым телескопом на Гавайях, 2010 TK7 выглядит крохотным пятном в 250 раз тусклее Плутона, самой далекой из планет Солнечной системы. Невооруженным глазом или даже в бинокль ее, разумеется, не видно вовсе. Однако на самом деле это 300-метровая каменная глыба весом в десятки миллионов тонн, которая подошла к нам довольно близко.

Трое ученых – Мартин Коннорс из университета Лос-Анжелеса, Пол Вигерт из университета Западного Онтарио и Кристиан Вейле из канадско-французской обсерватории на Гавайях - рапортуют об открытии и делятся деталями на страницах Nature. Старейший и самый авторитетный в мире научный журнал даже вынес этот сюжет на обложку.

2010 TK7 и другие тела, которые движутся, как привязанные, по чужой орбите, астрономы называют «астероидами-троянцами». Такие компаньоны не редкость у планет-гигантов: они десятками ходят за Юпитером и Нептуном, а недавно были обнаружены по соседству с Марсом.

В странном поведении «троянцев» виноваты капризы гравитации. Вблизи любой планеты есть пять «точек покоя» (или, выражаясь по-научному, лагранжевых точек), где притяжение Солнца и самой планеты уравновешивают друг друга. Остановившись в таком месте, тело застревает там навечно: ему предстоит летать за планетой, не приближаясь и не удаляясь. Поэтому, например, лагранжевы точки – лучшая во Вселенной парковка для космических аппаратов: в точке L1 зонд Genesis ловил вещество солнечного ветра, а в точку L2 NASA собиралось послать телескоп «Джеймс Вебб» на смену стареющему «Хабблу» (но проект забраковали из-за дороговизны).

Астероид 2010 TK07 «пляшет» вокруг лагранжевой точки L4, как маятник на пружине. Раз в 395 лет он обгоняет Землю на пол-оборота, а потом, год за годом, позволяет себя нагнать, пока два тела не сблизятся. Сейчас, заявляют авторы, астероид почти вплотную подошел к Земле, но скоро развернется и оставит нас далеко позади.

До 500 года нашей эры, говорят расчеты, малая планета не обгоняла Землю, а шла за ней по пятам. Точнее, колебалась рядом с другой лагранжевой точкой, L5. Но потом приключилась драматическая история: у 2010 TK07 «оторвалась пружина», и малая планета перескочила в окрестности точки L4, вокруг которой накручивает спирали сейчас. Как часто происходят такие прыжки, астрономы сказать не готовы – у них недостаточно данных, чтобы заглянуть слишком глубоко в прошлое. Однако авторы берут на себя смелость заявить: 2010 TK7 «села на хвост» Земле не позднее 10 тысяч лет назад. Если с тех пор никаких катаклизмов не случилось – то и сейчас опасаться, видимо, нечего. geo_icon