Если каким-то насекомым придет в голову уничтожить все томаты на планете, ничего у них не выйдет. Эти растения очень хитрые: они умеют предавать сигнал об опасности сородичам через летучие выделения. Выяснили это японские ученые, результаты их исследований опубликованы в научном журнале PNAS.

Кенджи Мацуи и его коллеги из университета Ямагучи провели опыты с томатами и азиатской хлопковой совкой. Гусеницы этого невзрачного на первый взгляд мотылька каждый год наносят немалый ущерб сельскому хозяйству — особенно капусте и кукурузе.

В пластиковые боксы ученые раздельно поместили здоровые и зараженные вредителями томаты. Доступ воздуха в отсеки боксов четко регулировался: он шел от зараженных растений к здоровым.

В процессе эксперимента исследователи заметили, что листва томатов, которая уже подверглась нападению личинок совки, содержит повышенное количество вещества HexVic (Z-3-гексенилвицианозида). Гликозид HexVic — это своего рода химическое оружие, которое синтезируется растением для борьбы с насекомыми. Если гусеницы поедают отравленную этим токсином листву, рост личинок замедляется и их организм ослабевает.

Вместе с этим растение также выделяло Z-3-гексенол. Это летучее химическое соединение, которое с ветром попадало на соседей. Здоровые томаты, «предупрежденные» таким образом, начинали поглощать Z-3-гексенол и вырабатывать свое собственное химическое оружие — вышеупомянутый токсин HexVic, который может защитить их от нападения вредителей.

По данным ученых, сигналы об опасности могут подавать и другие растения, к примеру маис и табак. Так, стратегия в борьбе за выживание у маиса еще изощренней, чем у томата: его листья выделяют особое вещество, привлекающее насекомых, которые питаются напавшими на растение вредителями.

Кенджи Мацуи уверен: исследование механизма защиты и оповещения об опасности у растений может помочь в изобретении новых технологий по борьбе с вредителями в сельском хозяйстве. geo_icon