Дорожные службы Великобритании пошли навстречу летучим мышам: протянули для них над шоссе безопасные «воздушные переходы». Теперь биологи из университета Лидса решили выяснить, как рукокрылые реагируют на нововведение. Результаты их исследования опубликованы в научном журнале PLoS ONE.

Мосты для летучих мышей мало похожи на привычные нам конструкции, соединяющие, к примеру, два берега реки. Между парой деревянных столбов по обе стороны шоссе натягивают тросы с гигантскими «бусинами» на них. Летучим мышам, в отличие от людей, не нужны ни помост, ни перила. Цепь бусин задает направление, и этого достаточно. Путь в пространстве мыши прокладывают методом эхолокации. Они издают тонкий ультразвуковой писк, и отраженный сигнал подсказывает, где препятствия. Поэтому рукокрылые не видят большой разницы между сплошной оградой и грузами на тросах.

Ученые наблюдали за четырьмя «мышиными» мостами на севере Великобритании почти 15 часов, и оказалось, что более 70 процентов рукокрылых переходят дорогу в неположенном месте. Мыши все также продолжают летать прямо над асфальтом, охотясь за жуками. И, как результат, врезаются в автомобили.

Обтянутые сеткой тоннели ничуть не лучше: им пользуются единицы. На одной трассе – четыре процента, на другой – 31. И только один тоннель показал положительные результаты: 96 процентов мышей летали по переходу. Ученые объясняют это тем, что он проходит ровно по маршруту следования животных, так что им не приходится отказываться от привычных путей.

Но единственное по-настоящему действенное средство - живые изгороди на подходах к трассам. Плотные посадки кустов или деревьев не дают рукокрылым вылететь на дорогу на уровне колес автомобилей. Хочешь не хочешь, а приходится подниматься над ними и пересекать трассу на внушительной высоте.

За последние пять лет в Великобритании построили восемь воздушных мостов, на каждый власти потратили в среднем по 500 тысяч фунтов стерлингов. geo_icon