Если вы не блещете умом и рассеяны, вполне возможно, что в вашем организме поселился вирус ATCV-1. Группа американских вирусологов из Медицинской школы Джона Хопкинса при университете штата Небраска в ходе эксперимента пришла к выводу, что этот вирус ухудшает когнитивные способности: ATCV-1 заражает мозг и делает человека глупее. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи обнаружили вирус совершенно случайно — в процессе изучения микробов в горле человека. Его ДНК совпадает с ДНК вируса, живущего в реках и озерах и поражающего зеленые водоросли. В ходе эксперимента оказалось, что носителями ATCV-1 были 40 испытуемых из 90, принимавших участие в исследовании.

По мнению американских ученых, вирус снижает внимание человека — мозгу становится тяжелее решать поставленные задачи. Это было доказано тестами, которые прошли участники эксперимента. Те, у кого в горле был обнаружен вирус «глупости», показали худшие результаты при выполнении заданий: скорость и точность визуальной обработки у них были ниже, чем у тех, кого вирус не поразил. К примеру, они медленнее ставили числа в порядке возрастания, написанные на бумаге в случайном порядке.

Позже специалисты повторили эксперимент на лабораторных мышах. У искусственно зараженных грызунов была нарушена память и другие функции головного мозга. Инфицированные подопытные дольше искали выход из лабиринта. Им требовалось на 20 процентов больше времени, чтобы понять, какой объект лежит перед ними. Ученые заметили перемены в активности генов в зоне мозга мышей, отвечающей за память и ориентацию на местности. Всего изменения затронули более тысячи генов, часть из которых ответственна за поддержание иммунной системы.

«Это новый взгляд на инфекционных агентов: одни поселяются в организме человека, наносят большой вред и уходят, как, к примеру, вирус Эбола или грипп, — рассказывает вирусолог и руководитель исследования Роберт Йолкен из Медицинской школы Джона Хопкинса при университете штата Небраска. — Человек носит вирусы вроде ATCV-1 долгое время и даже не подозревает, что они оказывают медленное, но постоянное влияние на его поведение и сознание».

То, как именно вирус передается, ученые пока не знают. Раньше считалось, что ATCV-1 поражает исключительно водоросли и в других организмах не присутствует. При исследовании мазков, взятых из ротоглотки испытуемых, ученые нашли ДНК вируса, который им пришлось идентифицировать по базе данных ДНК. Позже они обнаружили биологическое воздействие, которое оказывает ATCV-1 на организм человека. Микрофлора слизистых оболочек тела человека, где живут тысячи микроорганизмов, изучена не до конца - с этим связаны трудности при ответе ученых на вопрос о передаче вируса между людьми или животными. Мышей исследователи заразили при помощи инъекции.

Ученые планируют продолжить исследование вируса «глупости». Они предполагают, что с помощью изменения бикробиома — совокупности бактерий и вирусов в организме, живущих в тесном симбиозе, — в будущем можно будет улучшать когнитивные способности человека. geo_icon