Чем занять себя в старости? К ответу на этот вопрос группа нейрофизиологов из медицинского центра клиника Мейо в Миннесоте (США) подошла основательно. От выбора хобби в пожилом возрасте зависит состояние памяти — и, как следствие, развитие старческого слабоумия. Чтобы держать мозг в тонусе, стоит заниматься рисованием, живописью, встречаться с друзьями и пользоваться компьютером, выяснили врачи. Результаты исследования были опубликованы на страницах научного журнала «Нейролоджи».

В эксперименте, который стартовал в 2011 году, участвовало 256 человек — мужчины и женщины в возрасте от 85 до 89 лет. Предварительно состояние их памяти исследовали на нарушения. На момент начала эксперимента никаких проблем с памятью у членов фокус-группы выявлено не было. Правда, из исследования исключили носителей гена AпоE ε4, потому что он является важнейшим генетическим фактором риска болезни Альцгеймера. А также людей с повышенным артериальным давлением и тех, кто страдает депрессией.

В начале эксперимента испытуемые рассказывали ученым о своих хобби: что им особенно нравится делать в свободное время, и занятия какого рода преобладают в их жизни.

В результате хобби были разделены на четыре группы: искусство — живопись, графика и скульптура; ремесла — работа с деревом, шитье, вязание и лепка из глины. А также: социальная активность — прогулки с друзьями, походы в кино, театр, посещение книжных клубов, путешествия. Последней группой было использование компьютера — пользование интернетом, онлайн-шопинг и компьютерные игры.

Следующие четыре года после старта исследования ученые следили за жизнью и времяпрепровождением 256 пожилых участников. По окончании эксперимента бабушки и дедушки вновь прошли тестирование и интервью. У 121 участника врачи отметили нарушения когнитивной функции мозга.

Самыми стойкими к возрастной деменции оказались любители коротать свободное время за рисованием, живописью и созданием скульптур. Нейрофизиологи установили, что шансы развития у них умеренного когнитивного расстройства (УКР) — то есть начальной стадии болезни Альцгеймера — были ниже на 73 процента по сравнению с остальными испытуемыми.

Держать мозг в тонусе с успехом давалось и тем, кто предпочитает социальную активность и занятие ремеслом. Вероятность скорого развития деменции у них была ниже на 55 и 45 процентов соответственно.

Как и в более ранних исследованиях нейрофизиологов, причиной столь положительного влияния различных хобби врачи клиники Майо называют стимулирование клеток мозга.
Находясь в активном состоянии, клетки отмирают медленнее.

Американских исследователей удивили показатели бабушек и дедушек, которые умеют пользоваться компьютером и интернетом. Риск утраты памяти у них был ниже на 53 процента, чем у пожилых людей, которые компьютером не пользуются. geo_icon