Фраза «Ты крепко засел у меня в голове» иногда имеет прямой биологический смысл. Внутри человека без его ведома могут поселиться чужие клетки. Группа иммунологов из Ракового центра Фреда Хатчинсона при университете штата Вашингтон (США) исследовала мозг 59 женщин, умерших в возрасте от 32 до 101 года – и в 37 случаях там была обнаружена мужская ДНК. Скорее всего, это ДНК сыновей, рожденных годы или даже многие десятки лет назад: самой старой носительнице чужих генов было 94 года. Статью об открытии опубликовал научный интернет-журнал PLoS ONE.

Эта находка доказывает: барьер между матерью и плодом далеко не так прочен, как написано в учебниках. Во время беременности клетки плода проползают сквозь плаценту и приживаются в организме матери.

Организмы, содержащие ДНК более чем одного существа, называются химерами – как вымышленные средневековые чудовища с головой грифа и лапами льва. Но поскольку ученые ведут речь не о целой голове или лапах, а лишь об отдельных клетках или группах клеток, явление получило название «микрохимеризм». «Судя по всему, большинство из нас, если не все мы – химеры; чем больше мы ищем чужие клетки в организме людей, тем чаще мы их находим», – сообщила GEO руководитель исследовательской группы, профессор Ли Нельсон.

Поначалу это явление считалось диковиной. В сериале «Доктор Хаус» именно так трактуют случай, когда у пациента нашлись клетки его неразвившегося близнеца. Но в последние 20 лет химерные клетки стали находить практически всюду, где ищут, говорит профессор Нельсон: у очень многих людей и практически по всему организму.

Клетки передаются не только от ребенка к матери, но и от матери к ребенку (пол неважен; просто найти у женщины мужские химерные клетки проще, чем женские – так работает метод, основанный на использовании светящихся меток к чужеродной ДНК). Так же идет обмен клетками между близнецами. А еще не исключено, что мать может передать своим младшим детям клетки старших детей, живущие в ее организме со времен беременности.

Десятки ученых по всему миру изучают это явление – и не просто из любви к чудесам природы. Они считают: микрохимеризм может быть одной из причин таких заболеваний как диабет первого типа и меланома. Однако есть и гипотеза, что микрохимеризм защищает от некоторых видов рака – и, возможно, от болезни Альцгеймера.

Дело в том, что чужие клетки не просто живут в нас. Они делятся и превращаются в клетки наших органов – словом, «чужой» может вести себя совершенно по-хозяйски. Ученые из Сингапура два года назад показали, что у мышей клетки плода проникают в мозг матери и превращаются в полноценные нейроны (вот бы узнать, какие мысли в них поселяются). Недавняя работа ученых из университета Бристоля (Великобритания) доказала: материнские клетки успешно делятся и нередко формируют целые островки в поджелудочной железе детей. Люди, у которых больше таких островков, чаще страдают диабетом первого типа – похоже, видя чужеродные клетки в поджелудочной железе, иммунитет начинает атаковать этот орган. Почему он не уничтожает «чужих» полностью – загадка.

С другой стороны, есть подозрение, что именно химерные клетки защищают от некоторых видов рака, поскольку повышают готовность иммунитета убивать раковые клетки (как говорит профессор Нельсон, именно с этим – а не с кормлением – некоторые иммунологи связывают снижение риска рака груди у рожавших женщин).

Обнаружение химерной ДНК в мозге матерей – сенсация, потому что мозг отделен от остального тела иммунным барьером. Но оказалось, что, как и плацента, этот барьер химерным клеткам – нипочем. Неясно, влияют ли химерные клетки на вероятность болезни Альцгеймера (в основе которой тоже подозревают аутоиммунные механизмы): из новой работы Нельсон и коллег следует, что присутствие мужских химерных клеток слегка понижает риск заболевания (у 26 женщин были признаки Альцгеймера, а у 33 не было; причем у последних было больше химерных клеток). В распоряжении авторов слишком мало образцов, чтобы считать зависимость доказанной.

Пока ученые пытаются понять роль химерных клеток в нашем теле, нам остается только поражаться самому явлению: подумать только, наши матери всю жизнь хранят в себе наши клетки; а мы – их. Из телефонного интервью с профессором Нельсон становится ясно, что это она верит в особое действие этих клеток на ее собственный организм: «Моей матери 91 год, и она в отличной форме. Так что я очень рада, что во мне живет ее ДНК». geo_icon