Что отличает животных от растений? Подвижность – неверный ответ: перекати-поле легко путешествует, а коралловый полип, наоборот, всю жизнь сидит на одном и том же месте. До сегодняшнего дня биологи были твердо убеждены: главное отличие – фотосинтез. Растения способны прокормиться солнечным светом и неорганикой. А вот животные обречены питаться органикой, которую произвели другие. Но обычная гороховая тля Acyrthosiphon pisum разом обрушила стройную картину мира ученых: похоже, это первое в мире животное, способное к фотосинтезу. Команда биохимиков из Франции и Израиля пишет об этом в журнале Scientific Reports.

Недавно биологи обнаружили, что тля сама синтезирует каротиноиды – те самые вещества, которые придают оранжевый цвет моркови и абрикосам. А еще эти молекулы – более древний, чем хлорофилл, инструмент фотосинтеза. У растений они превращают энергию света в АТФ, химическое топливо живой клетки. Это как если бы солнечные батареи выдавали бензин. Человечеству с его техникой о таком остается только мечтать.

В организме животных каротиноиды тоже иногда попадаются. За розовую окраску перьев фламинго или мяса лосося отвечают именно они. А людей делает зрячими пигмент сетчатки ретиналь - производная каротиноида. Загвоздка в том, что организм животного в принципе не способен синтезировать эти молекулы своими силами. Вот и приходится выделять их из пищи. Нет моркови с абрикосами или какой-нибудь доступной замены – прощайте, зрение и розовые перья.

Тли - единственное существо в царстве животных, которое сумело обойти запрет.
«Ген моркови», инструмент производства каротиноидов, она украла из чужой ДНК. Больше 30 миллионов лет назад насекомое позаимствовало фрагмент генома в 30 тысяч «букв» длиной у неизвестного грибка-паразита, который, похоже, с тех пор уже вымер. Альтернативы воровству у них не было: насекомые сосут соки из луба в стебле растений, куда растительные каротиноиды, растворимые в жирах, но не в воде, попасть не могут.

Как насекомые употребили краденое себе на пользу? В природе они встречаются в трех разновидностях – зеленые тли, оранжевые и бесцветные. Оранжевые производят больше всего каротиноидов, зеленые – поменьше, а бесцветные лишены их совсем. Окраска (а с ней и количество пигмента) зависит от температуры и других внешних условий: к примеру, оранжевые тли рождаются в самых благоприятных обстоятельствах, а бесцветные – при жестком дефиците ресурсов.

Ученые решили сравнить, как все три разновидности ведут себя на свету – и оказалось, что оранжевые, у которых каротиноидов больше всего, производят максимальное количество АТФ, а бесцветные – минимальное. Иначе говоря, для тли погреться на солнце значит набрать лишних калорий, как после сытного обеда.

Биологам осталось уточнить технические детали – и тогда учебники, включая школьные, придется переписывать. geo_icon