Как повлияли динозавры на дизайн градусника? Оказывается, наши 36,6 – прямое следствие того, что древние ящеры охотились днем. У биологов последние 30 лет популярна такая гипотеза: млекопитающие стали теплокровными, потому что при свете дня вынуждены были прятаться от хищных рептилий, а ночной образ жизни заставлял поддерживать постоянную температуру тела.

Когда динозавры вымерли, суточный ритм выровнялся, но вот теплокровность никуда не делась. Поэтому мы и лишены возможности, как лягушки, впасть в анабиоз на зиму, замерзнув во льду, а весной прийти в себя как ни в чем не бывало.

Эколог Ларц Шмиц с коллегами, статью которых опубликовал в апреле журнал Science, нашли остроумный способ проверить эту логику. Что отличает ночных животных от дневных? Огромные зрачки, как у совы или кошки. Но от динозавров остались только кости - вот ученым и пришлось реконструировать глаз по устройству костей черепа, которые его окружали.

Размеры глазницы и склерального кольца (это группа мелких косточек вокруг глаза) сильно различаются у дневных и ночных животных. По крайней мере, у птиц, ящериц и змей. Но у 33 динозавров эпохи мезозоя «окно в мир» - внешнее отверстие глазницы – имело в диаметре от 9,56 до 96 миллиметров. Стало ясно, что записать всех их в дневные или в ночные животные не получится.

Только разделив черепа на три группы, ученые нашли закономерность. Глазницы летающих ящеров невелики - самый скромный результат, 9,56 миллиметра, принадлежит как раз птеродактилю. Значит, они и вправду охотились днем. А вот наземные хищники (например, велосираптор) вели ночной образ жизни. Наконец, крупные травоядные вынуждены были бодрствовать и днем, и ночью.

Расчеты говорят: травоядные тяжелей 423 килограммов должны питаться 12 и больше часов в день, чтобы себя прокормить. Светового дня на это не хватает. Следовательно, им нужно было подстраивать зрение под дневное и ночное освещение.

Получается, динозавры тоже делились на «сов» и «жаворонков» - с той разницей, что летать умели только «жаворонки». geo_icon