Кому на Земле впервые приснился сон? Ученые считают, что этим счастливчиком стал страус или его близкий предок. А случилось это всего около 100 миллионов лет назад - не такой и большой срок на фоне трех миллиардов лет существования жизни на нашей планете. Доказать это помогли птичьи ритмы мозга. Необычное исследование нейрофизиологов опубликовал научный интернет-журнал PloS ONE.

Птицы и млекопитающие– единственные, чей мозг в принципе приспособлен к сновидениям. Только у них есть фаза быстрого сна (или REM-сна), во время которой человек переживает невероятные приключения, а собака шевелит ногами, как если бы гналась за воображаемой дичью. А вот крокодилы, лягушки, рыбы и все прочие в царстве животных обходятся без грез.

Команда нейрофизиологов из ЮАР, Австралии, Италии, Швейцарии и Германии выбрала для своих экспериментов страусов, потому что те - древнейшие птицы, дожившие до наших дней. «Мы первыми записали у них электроэнцефалограмму, - рассказывает Алексей Высоцкий из Федеральной политехнической школы Цюриха. – Раньше это проделывали только с птицами, которых легко усадить в клетку и соединить с компьютером кабелем для передачи данных. Но страус слишком большой и сильный». Однако на этот раз у ученых был козырь в запасе: нейрологгер, изобретение Алексея Высоцкого – мобильное устройство длиной с мизинец, которое считывает и запоминает электрические сигналы мозга без торчащих наружу проводов.

Шестерым самкам страуса просверлили крохотные отверстия в черепе, встроили в мозг электроды и закрепили прибор на голове. С нейрологгером страус может свободно бегать, где вздумается. Поэтому всех шестерых выпустили в открытый загон площадью 51 гектар рядом с южноафриканским городом Лихтенбургом.

Если страус закрыл глаза и уронил голову наземь, это вовсе не значит, что он заснул. Ритмы мозга свидетельствуют: птица и до того уже спала – с распахнутыми глазами и вытянутой вверх шеей. По всем признакам, это и есть REM-сон. REM – аббревиатура от «rapid eye movements», что в переводе с английского значит «быстрые движения глаз»: и человек, и страус в такой фазе сна то и дело поводят глазными яблоками. Мышцы расслаблены не до конца, поэтому шея страуса и торчит, как перископ, над саванной.

Внимание ученых обратила на себя одна странность в записях нейрологгера. На «дерганый» ритм REM-сна накладывались медленные волны самой древней формы сна, унаследованной от примитивных предков. В отличие от страуса, у человека и даже у голубя эти два режима работы мозга строго разделены. В «медленной» фазе мы глубоко спим без сновидений, а если нас разбудить, будем полчаса приходить в себя, требовать кофе и ронять предметы. Страусу же удается «спать без сновидений» и «видеть сны» одновременно. Но стоит птице закрыть глаза – и она окончательно проваливается в глубокий сон, когда гарантированно ничего не снится.

Такой грубый механизм работы мозга – явное свидетельство, что эволюция чуть ли не впервые опробовала новинку на страусах, а уже на остальных птицах довела ее до ума. Фазы сна тех же голубей куда больше похожи на человеческие.

Значит ли это, что люди унаследовали сновидения от птиц? А вот и нет: птицы не были нашими предками. Родословные птиц и млекопитающих расходятся со времен динозавров. Если бы общий предок-динозавр был способен ко сну со сновидениями, то уже первые млекопитающие и птицы владели бы искусством сна в совершенстве. Если эволюция справилась за короткий срок, который отделяет страусов от голубей, то сотен миллионов лет от динозавтров до первых птиц хватило бы с лихвой.

Больше того, у утконоса – реликтового зверя, дожившего до наших дней – такой же «неправильный» сон, что и у страуса. Похоже, эволюция изобрела сны дважды – для птиц отдельно, для млекопитающих отдельно.

Когда природа с такой настойчивостью вручает один и тот же подарок разным видам – это наверняка жизненно важная вещь. А вот чем именно важны сновидения, ученые только надеются выяснить. geo_icon