Даже самый обычный самолет может пробить в облаках гигантскую воронку, из которой часами будет сыпаться снег. Воронки выглядят необычно и вызывают панику – так, одну из них, которая появилась в небе над Москвой 12 октября 2009 года, газеты либо называли «летающей тарелкой», либо списывали на происки американских военных.

Группа климатологов из Национального института атмосферных исследований в Боулдере (штат Колорадо, США) во главе с Эндрю Хеймсфилдом доказала, что такое случается сплошь и рядом и заметно влияет на климат – пусть и не во всем мире, но, по крайней мере, в 100-километровой зоне вокруг больших аэропортов. Их исследование опубликовал на этой неделе журнал Science.

Во всем виноваты переохлажденные облака, которые чаще всего встречаются на высоте в семь-восемь километров. Они состоят из капель воды с температурой 10-20 градусов ниже нуля, которым давно пора замерзнуть и выпасть снегом, и достаточно самого слабого толчка извне, чтобы это случилось.

Таким «толчком» запросто может стать работающий мотор самолета: возле лопасти винта температура на 30-40 градусов Цельсия ниже, чем в воздухе вокруг, и атмосферная влага мгновенно превращается в кристаллики льда. Эти кристаллики запускают цепную реакцию – стоит им соприкоснуться с каплями переохлажденной воды, и та тоже замерзает.

Чем это опасно? Самолет проходит через такие облака, когда он только набирает или сбрасывает высоту, то есть при взлете или посадке. Авторы работы сосчитали: шанс их встретить – пять-шесть процентов. Иначе говоря,  дыру в переохлажденных облаках проделывает каждый двадцатый самолет. Затем «воронка» начинает жить своей собственной жизнью: на спутниковых снимках видно, что она не рассасывается часами.

Снегопад, в свою очередь, парализует аэропорты и жизнь в городах. Вот почему в Хитроу или в Домодедово снега выпадает больше, чем в окрестностях.

Ученые утверждают, что на глобальный климат этот феномен не влияет. Однако от этой проблемы страдают главные места скопления людей – сами аэропорты и мегаполисы, рядом с которыми те построены (редкий аэропорт вынесен дальше, чем за 100 километров от городской черты).

Получается, что полеты – двойной удар по экологии: это не только рекордные, по сравнению с остальными видами транспорта, выбросы CO2, но и просто плохая погода. Чем это может обернуться, помнят все, кто пытался улететь из московских аэропортов в предновогодние дни 2010-го года. Тогда борьба с обледеневшими взлетно-посадочной полосой и крыльями задержала сотни рейсов. geo_icon