Как сделать дороги удобными? Спросите у плесени Physarum polycephalum, советует Энди Адамацки, профессор информатики в университете Западной Англии. В новой работе, которую опубликовал сервер препринтов Лос-Аламосской национальной лаборатории, он и еще 14 коллег-ученых доказывают: примитивное живое существо, у которого нет и намека на зачатки сознания, блестяще справляется с проектированием сети магистралей для целых континентов.

Желтая плесень Physarum polycephalum - гигантский одноклеточный слизевик, который встречается в самых разных местах планеты с умеренным климатом. “Тело” плесени называют плазмодием, и оно способно двигаться и менять форму, выбрасывая или, наоборот, втягивая нити протоплазмы.

Ученые воспользовались тем, что плесень оптимальным способом прокладывает себе путь к еде и воде. Ее маршруты устроены так, чтобы затратить как можно меньше протоплазмы и энергии. Она принимает в расчет расстояние до цели, ее калорийность и положение в пространстве. Но это ещё не повод говорить об интеллекте. «Желтая плесень всего лишь реагирует на съедобные вещества и их количество. Такие же перемещения молекул можно наблюдать, налив в воду молоко, или в любых плазменных системах», — объяснил GEO профессор Адамацки.

Профессор и его коллеги поставили на карты автодорог Африки, Австралии, США и нескольких европейских стран по сосуду с плесенью. Крупнейшие города пометили кучками овсяных хлопьев. Саму желтую плесень “высаживали” в столице, откуда она постепенно разрасталась в различных направлениях.

Ветвления плесени точнее всего воспроизвели транспортные системы Италии, Бразилии и Великобритании. Оказалось, что на дорогах Китая у автолюбителей всегда есть варианты объезда тупиков и заторов, а вот дорожные сети Канады, Италии и Малайзии, по мнению ученых, сильно уязвимы - считанные аварии могут их парализовать. Наконец, оптимальными с точки зрения Physarum polycephalum — короткими, практичными и разветвленными — признали дорожные сети Бельгии, Канады и Китая.

Теоретики транспорта знают: существующая система дорог далеко не идеальна. Современные шоссе повторяют маршруты вьючных караванов или даже диких животных - как в случае Памирского тракта, где люди стали пользоваться протоптанной буйволами дорогой.

Это не первое исследование, посвященное грибковой плазме. В 2000 году закономерность распространения желтой плесени обнаружили японские и венгерские ученые. Однако наглядный анализ сетей автодорог проводился впервые. «Существует много исследований, посвященных компьютерному моделированию поведения плесени, а вот работ о научных опытах мало: довольно трудно подготовить отчет об эксперименте, который можно было бы потом опубликовать», — утверждает Адамацки.

Ученые уже давно сотрудничают с желтой плесенью. В 2006 году находчивые экспериментаторы из Саутгемптонского университета (Великобритания) соорудили шестиногого робота, которым управляла именно Physarum polycephalum. Повинуясь связанным с плесенью сенсорам, он прятался от света в темных углах лаборатории. geo_icon