Звездная пыль — универсальный строительный материал в нашей Вселенной. Из нее формируются звезды и планеты. Долгое время перед учеными стоял вопрос, как образуются большие массы звездной пыли, необходимые для таких крупномасштабных космических процессов. Ответ нашли датские специалисты из Орхусского университета. О своем открытии ученые рассказали на страницах научного журнала «Нейчер».

Астрономы давно знают, что частицы пыли возникают в результате конденсации газов, выбрасываемых звездным ветром с поверхности старых светил, к примеру красных гигантов. Или же в ходе более впечатляющего действия — во время взрыва сверхновых звезд. Однако было неясно, как эти частицы конденсируются и растут и почему они не разрушаются под действием высоких температур и радиации в суровых условиях, когда в галактике происходит звездообразование.

Доктор Криста Галл и её коллеги выяснили, как происходит образование звездной пыли перед ударной волной взрыва сверхновой звезды. Для этого они изучали сверхновую SN2010jl, взорвавшуюся в галактике, расположенной на расстоянии 160 миллионов световых лет от Земли. Астрономы заметили, что звезда выбрасывает большое количество газа, готовясь к тому, чтобы стать сверхновой. После взрыва ударная волна сжимает этот газ и охлаждает его. Образование пыли происходит вскоре после взрыва, когда газ достигает температуры в 1727 градусов Цельсия, и продолжается в течение долгого времени.

После этого астрономы изучали сверхновую звезду в видимом и ближнем инфракрасном диапазоне световых волн и обнаружили интересную особенность. Через 40 дней после  взрыва из плотного газа начали образовываться достаточно крупные частицы пыли. Этот процесс продолжался 200 дней. Зерна пыли в диаметре достигали одной тысячной миллиметра, что гораздо больше того, что астрономы могут наблюдать в нашем Млечном Пути.

Как считают специалисты, подобные крупные частицы более устойчивы к воздействию температур и радиации. Ученые предполагают, что такие «пылинки» могут вырасти еще больше из-за плотности газа. Если сверхновая SN2010jl продолжит своё деятельное пылеобразование, то объем материала, произведенного ею за 25 лет, может составить четверть массы Солнца. geo_icon