Киловатт-часы электричества и литры воды, которые мы тратим, государство уже научилось считать. Министр экологии Германии Норберт Рётген предлагает сделать следующий шаг. Нужно тщательно взвешивать CO2, выброшенный в атмосферу каждым из нас, и регулярно выставлять гражданам счет - вроде того, который нам присылают коммунальные службы за свет и за воду.

Личная "карточка CO2", по мнению Рётгена - не просто очередная порция налогов, а способ спасти мир. Климатологи уверены: выбросы CO2 - главная причина глобального потепления, и они растут с каждым годом. Чтобы планета разогрелась не больше, чем на два градуса Цельсия, человечеству предстоит уложиться в жесткую квоту: 750 миллиардов тонн CO2 до 2050 года. Сделать это непросто, потому что CO2 выделяется всякий раз, когда мы едем на автомобиле, летим в самолете или еще как-нибудь образом жжем газ или бензин.

 

Поэтому министр экологии Рётген поддержал идею фонда имени Кэти Бейс из Аахена: квоту следует поделить поровну между всеми жителями Земли. Для этого необходимо рассчитать, сколько парниковых газов можно выбросить ежегодно вплоть до 2050 года, и ежегодно вычислять личный разрешенный объем. Кто потратит больше положенного - тому придется платить. Чтобы снизить выбросы, каждый год разрешенный объем будет сокращаться. Зато бедные страны с незначительными выбросами CO2 смогут продать квоты своих граждан другим государствам.

 

По замыслу, использовать карточку будет необходимо при оплате электроэнергии и на автозаправках. А вот при проезде на общественном транспорте баллы сниматься с карточки не будут, потому что транспортные компании уже заложили цену CO2 в стоимость билета и за выбросы будут рассчитываться сами.

Уже сегодня многие авиакомпании, например TUI, при покупке билета предлагают пассажирам добровольно пожертвовать небольшую сумму на нужды экологов, чтобы сократить вред природе от авиаперелета в индивидуальном порядке.

 

Российские эксперты считают карточки плохой идеей, которая нашей стране ни к чему. «Нам важно расставить приоритеты. Что в первую очередь требует внимания? Помимо загрязнения атмосферы, у России проблемы с водой, с реактивными отходами. В каждом регионе они свои. А потенциальная угроза парникового эффекта второстепенна», - считает Николай Клюев, доктор географических наук, почетный член Русского географического общества, - «Если же говорить об атмосфере, то нужно обратить внимание не только на автотранспорт, но и на города, где расположены крупные производственные комбинаты, такие как Череповец, Магнитогорск. Их выбросы загрязняют среду сильнее автотранспорта. Во-вторых, вместе с углекислым газом автомобили выделяют и другие более опасные вещества: свинец, диоксины. Об этом почему-то говорить не принято. В-третьих, на сами карточки уйдет большая сумма денег. Надо сначала накормить народ, а потом вводить карточки на выброс CO2». geo_icon