Самый маленький истребитель в мире — это испуганная плодовая мушка дрозофила. Ученые из Вашингтонского университета выяснили, что при угрозе нападения муха совершает невероятно стремительные движения, которые очень напоминают виражи боевых самолетов и позволяют насекомому за доли секунды уклониться от любого врага, в том числе мухобойки.

Съемка высокоскоростной камерой (7500 кадров в секунду) показала, что дрозофила может сменить курс полета за одну сотую долю секунды — это в 50 раз быстрее, чем скорость моргания человеческого глаза. В ходе маневра муха вращается под углом 90 градусов и больше, иногда оказываясь в положении вниз головой во время полета. Обычная скорость движения крыльев дрозофилы — 200 раз в секунду, но в случае опасности она увеличивается в пять раз.

В исследовании, опубликованном в журнале Science, участвовало 40-50 дрозофил хидей размером с кунжутное семечко. Три камеры в специально построенной клетке фиксировали реакцию особей на имитацию тени приближающегося хищника. Мухи пролетали над точкой пересечения двух лазерных лучей в центре территории наблюдения — и это вызывало появление страшной тени. А чтобы насекомые не ослепли, освещение в клетке производилось с помощью инфракрасных ламп. Заметив опасность, мухи моментально меняли направление полета, не прекращая движение, а в отсутствии угрозы спокойно летели, как пассажирские лайнеры, плавно корректируя курс с помощью хвоста.

В результате наблюдения специалисты Вашингтонского университета сделали вывод, что поведенческий набор крошечной мухи соответствует норме гораздо более крупных живых существ, к примеру, мыши. Как дрозофила с мозгом размером с крупинку соли может так быстро реагировать на угрозу и выбирать верный путь для отступления — загадка для ученых. geo_icon