Чем нас обеспечивает растительный мир? Можно составить длинный список. Он начинается с кислорода и заканчивается биотопливом для заправки автомобилей. А благодаря американским ученым из Масачуссетского технологического института перечень заслуг растений перед человечеством пополнится еще несколькими пунктами.

Исследователи экспериментируют с нанотехнологиями: сначала они усовершенствовали хлоропласты, отвечающие в растениях за процесс фотосинтеза, углеродными нанотрубками. Благодаря этому растения стали поглощать больше света — на 30 процентов. При этом спектр поглощаемых световых волн существенно расширился: в него вошли ультрафиолетовое и ближнее инфракрасное излучение. А это значит, что количество биологической энергии, необходимой для переработки неорганических веществ, обеспечивающих рост растения и его жизнедеятельность, также повысилось. Результаты своих экспериментов ученые опубликовали в журнале Nature materials.

Затем исследователи внедрили в растения еще один вид нанотрубок, который помогает определить, насколько загрязнена атмосфера. Если листва с наночастицами внутри светится в инфракрасном излучении, то значит воздух вокруг чистый. Когда свечение прекращается, это верный знак, что в атмосфере есть оксид азота.

Ведущий автор исследования биолог-ботаник Хуан Пабло Джиральдо и его коллега Майкл Страно, профессор в области химической инженерии, предполагают, что в будущем растения будут использовать в качестве датчиков. Ими будут измерять уровень химикатов и пестицидов в почве и воздухе. Такое свойство растений может оказаться полезным для борьбы с загрязнением окружающей среды.

По словам ученых, растения — это уникальный пример самовосстановления и выживания в жестких условиях, а также автономного производства энергии и водораспределения. Эти качества делают их интересным объектом для технологических исследований и модификаций. geo_icon