Разнообразие гаммы оттенков насекомых поражает человеческое воображение — от небесной лазури тропических бабочек до угольных оттенков крыльев жуков. Но самое удивительное заключается в том, что даже по истечению сотен лет цвет бабочек и жуков в энтомологических коллекциях остается почти неизменным. Долгое время ученые пытались найти объяснение этому явлению. Группа биологов из Музея естествознания в Лондоне раскрыла секрет ярких тонов, и человечество еще на шаг приблизилось к созданию красок с мерцающими оттенками, которые никогда не поблекнут.

О своем открытии ученые рассказали на страницах научного журнала Bioinspired, Biomimetic and Nanobiomaterials. Эффект переливчатости достигается за счет крохотных трехмерных структур, которые преломляют свет. У бабочек и жуков светоотражающие чешуйки фактически прозрачны, но именно это их свойство отвечает за радужные оттенки. Если говорить буквально, то в крыльях нет пигмента, который со временем мог бы потерять свою насыщенность.

Один из авторов исследования профессор Эндрю Паркер впервые вырастил в своей лаборатории крыло бабочки Morpho peleides из семейства Нимфалид. Этот вид известен своим ярким синим окрасом. Для его создания он использовал клетки, полученные из куколки бабочки.

По словам биолога, светоотражающие наноструктуры в крыльях бабочек очень трудно воспроизвести с помощью существующих инструментов. Зато их можно вырастить из живых клеток. Корректирование генома клетки позволит менять её свойства — цвет и оптические эффекты. В настоящее время Паркер и его коллеги работают над увеличением масштабов производства для использования своего открытия в коммерческих целях.

Работой британских специалистов уже заинтересовались производители косметики и лакокрасочной продукции. Дело в том, что при создании некоторых красителей, например, таких как жёлтый крон, используются ядовитые вещества на основе свинца, которые запрещены в ряде стран. Использование нанобиоматериалов позволит им выйти на рынок, не опасаясь обвинений в токсичности материалов. geo_icon