У каждого бездомного голубя, который питается на городских помойках, среди дедушек или прадедушек найдется породистая птица-спортсмен. Запутанная родословная городских голубей привлекла внимание генетиков из университета Юты (США), которые провели для птиц разных пород, диких и домашних, масштабный ДНК-анализ, чтобы построить генеалогическое древо вида. Результаты исследования, в котором принял участие 361 голубь, опубликованы в журнале Current Biology.

Биологи-эволюционисты присматриваются к голубям со времен Дарвина, большого их любителя. 350 разных пород - это больше, чем у любого другого вида птиц. При этом два голубя разной породы могут внешне отличаться друг от друга сильнее, чем курица от рябчика. Голубя одомашнили 3-5 тысяч лет назад, и с тех пор селекционеры не сидели сложа руки.

Правда, селекционеры имеют дело только с породистыми птицами. Как их эксперименты могут сказаться на диких скальных голубях в Шотландии или на обитателях помоек Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США)? Оказывается, почтовые голуби, которых во время соревнований выпускают и заставляют пролетать сотни километров за день, постоянно передают свои гены диким популяциям, встреченным по пути. До 20 процентов этих птиц не доходит до финиша - и, похоже, те, которые не погибли, прибиваются к свободноживущим стаям. Когда птиц разных пород сравнивали попарно, дикие городские голуби и почтовики оказались самыми близкими родственникам - их геномы различаются менее чем в 0,1 проценте мест.

Ближе всего к прародителям - тем самым диким скальным голубям, от которых произошли все остальные породы - находятся моденские куриные голуби, совершенно непохожие на них внешне.Сравнительно небольше число мутаций придало им очертания домашней курицы. А вот американские дикие голуби, хотя их предков и завезли на континент всего 400 лет назад, сумели накопить за это время массу отличий от своих европейских предков. geo_icon