Ямы в земле помогают узнать день недели. По крайней мере, так ориентировались во времени наши предки. На одном из шотландских полей возле замка Крейзес археологи нашли календарь в виде лунок в почве. По мнению ученых, изобретению не меньше десяти тысяч лет. На сегодня это старейшее из подобных сооружений.

Календарь сделан из 12 лунок, расположенных в виде 50-метровой дуги. Количество ямок отображало месяцы, а весь ряд символизировал год. Выкопать ямы, как считают ученые, могли первобытные охотники. Они подсчитывали фазы изменения луны и вкладывали в ямки деревянные колышки, чтобы отметить пройденный месяц. Помимо этого дуга лунок имела V-образую впадину по отношению к горизонту. Это помогало делать поправки на реальное астрономическое время и точнее предсказывать смены сезонов.

Обнаружить необычный календарь ученые смогли в ходе аэрофотосъемки. Эксперты Королевской комиссии по памятникам древности и истории Шотландии обратили внимание на нестандартные углубления на поле. После этого ямки заинтересовали и археологов.

До необычной находки самым старым календарем считались сооружения в Месопотамии. Однако, если расчеты ученых верны, лунки в Шотландии древнее месопотамских аналогов практически на пять тысяч лет. Раскопки возле замка Крейзес ведутся с 2004 года, но опубликовать полный отчет всех находок ученые смогли только сейчас. geo_icon