Международная команда биологов под руководством Ива Ле Махо из Страсбургского университета во Франции придумала оригинальный способ наблюдения за пингвинами. Ученые создали робота, настолько похожего на птенца, что члены пингвиньего сообщества приняли его в стаю. Биологам пришлось прибегнуть к настоящей военной хитрости, чтобы проникнуть в стан императорских пингвинов. Результаты полевых исследований были опубликованы в журнале «Нейче Методс».

За последние годы накоплено много информации о жизни пингвинов в неволе. Но поведение этих животных в дикой природе до сих пор остается загадкой для биологов.

Эксперимент проводился в Восточной Антарктиде в Земле Адели, на который претендует Франция. Первая версия робота-птенца на колесиках, изготовленная из стекловолокна, не сумела пройти испытание, а только напугала пингвинов. Последующие три модификации робота тоже потерпели фиаско. И только пятая попытка придать искусственному птенчику схожесть с его живыми собратьями увенчалась успехом.

На небольшой четырехколесной платформе, управляемой с помощью пульта дистанционного управления, исследователи поместили игрушечного детеныша пингвина в серой мохнатой шубке. И впервые птицы не испугались и не бросились врассыпную. Они отнеслись к нему как к обычному птенцу и даже пели особые песни, напоминающие звук трубы. Исследователи наблюдали за пингвинами с расстояния в 200 метров.

Взрослые особи «заговаривали» с роботом, пытаясь найти товарища по играм для своих детенышей. Однако ученые не оборудовали робота звуковым устройством, поэтому «шпион» не мог им ответить. Но уже в следующих экспериментах этот недостаток биологи исправят.

Радиоуправляемый робот проехал по птичьей колонии, попутно собрав информацию с датчиков, размещенных на пингвинах, чтобы контролировать их самочувствие. В завершении эксперимента «шпион» вплотную приблизился к южным морским слонам.

Императорские пингвины  — самые крупные представители семейства. Они достигают роста 130 сантиметров и весят в среднем 35-40 килограмм. Но при этом удивительно пугливы и осторожны. При любом намеке на опасность у них резко подскакивает ритм сердечных сокращений, а при попытке человека приблизиться, они в панике спасаются бегством, бросая и яйца, и птенцов. Именно поэтому ученым и пришлось пойти на хитрость. Робот-птенец позволит ученым и в дальнейшем дистанционно изучать поведение императорских пингвинов без стресса и вреда для животных.  geo_icon