По ледовой пустыне между исландскими вулканами бродят ледниковые мыши, у которых нет ни хвоста, ни усов. Так ученые окрестили странные блуждающие шарики из мха размером до 10 сантиметров, внутри которых прячется настоящий зоопарк из беспозвоночных. Арктические «теремки», внутри которых уживается больше тысячи животных, обнаружил норвежский биолог Стив Коулсон с коллегами на леднике Фальокудль на юго-востоке Исландии. О своем открытии они рассказывают на страницах научного журнала Polar Biology.

Температура поверхности ледника даже в самое теплое время держится на уровне нуля градусов Цельсия. Для живых организмов, которые большей частью состоят из воды, это не самые комфортные условия. Выход из положения - обогревать друг друга, укрывшись общим «одеялом». А «ледниковые мыши» предлагают именно такие условия обитания: за счет слоя мха, который не дает теплу утекать, внутри у них от 2 до 10 градусов Цельсия.

Разбирая содержимое «мыши», Коулсон извлек на свет больше 1000 круглых червей и 73 ногохвостки Pseudisotoma sensibilis: этих шестиногих существ иногда относят к числу насекомых. А еще в отдельных мышах умещались целых 73 тихоходки - они известны своей способностью выжить в открытом космосе и даже превратиться в засохшую мумию, которая потом, едва условия среды улучшатся, оживает из мертвых.

Все эти арктические беспозвоночные довольно неприхотливы, но все-таки нуждаются в воде. И тут оболочка из мха снова приходит им на помощь: она, как губка, собирает и впитывает влагу со льда. «Мышь», по оценкам биологов, невероятно устойчива: один шарик может путешествовать, подчиняясь только ветру, около двух лет, и только потом развалится окончательно.

Обитатели ледниковой мыши - не первые беспозвоночные, которые способны выжить во льдах. Ученым уже известны ледниковые черви и даже глетчерные блохи. geo_icon