Обезьяну можно обучить чтению, хотя смысл слов и их звучание останутся для нее загадкой. Психологи-когнитивисты из университета Экс-Марсель во Франции тренировали бабуинов, показывая им по очереди реальные слова и абракадабру из букв. К концу эксперимента бабуины правильно угадывали, что есть что, в 70-80 процентах случаев. А самый способный из подопытных, бабуин Дэн, выучил целых 308 английских слов.

Подробный отчет об эксперименте группы Джонатана Грейнджера опубликовал журнал Science. Шестеро бабуинов жили в лаборатории и обучались в свободном режиме. В любое время суток они могли заглянуть в специальную кабинку с сенсорным экраном и лотком. По опыту прежних экспериментов они уже знали, что если правильно решить задачу на экране, в лоток упадет вкуспый крекер. В предплечье каждого из бабуинов ученые вшили по радиомаячку, чтобы кабинка автоматически распознавала посетителя.

На этот раз на экране высвечивалось английское слово – три согласных, одна гласная (DONE, THEM, VAST) – либо такая же внешне, но бессмысленная, комбинация из четырех букв (DRAN, TELK, VIRT – это примеры «неслов» из оригинальной статьи). Ученые подбирали «неслова» так, чтобы в них как можно чаще встречались противоестественные для английского комбинации букв, которые редко идут подряд в нормальных четырехбуквенных словах. Крекер выпадал в лоток, если бабуин жал на правильную кнопку – «слово» или «неслово».

Нормальные слова то и дело повторялись на экране. А «неслова» все время сменяли друг друга. Бабуины быстро уловили закономерность. Те четырехбуквия, которые уже примелькались – слова, а новые варианты – «неслова». Но таких рассуждений было мало, потому новые настоящие слова ученые вводили в игру постепенно. Как распознать их с первой попытки? Только статистически – то есть увидеть связь между несловами и редкими парами букв.

Продемонстрировать догадливость обезьян не было самоцелью. Поскольку говорить обезьяны не могут, выборочная реакция на слова была способом показать, что они различают и удерживают в памяти буквы и их комбинации – то есть, по сути, читают. Но в природе книги и айпады попадаются бабуинам редко – спрашивается, зачем им это умение? Можно возразить, что еще 5-6 веков назад огромному большинству людей буквы не встречались на протяжении всей жизни, а их мозг анатомически не отличался от нашего.

На томограммах человеческого мозга отчетливо видна область, которая возбуждается только при чтении слов с листа. Но не когда их произносят вслух. Вероятно, этот механизм мышления эволюция приспособила для какой-нибудь другой, неизвестной нам, задачи – а цивилизация нашла ей неожиданное применение. Опыты с обезьянами показывают, что механизм распознавания букв намного старше, чем письменность и даже речь. Наш общий с бабуинами предок жил миллионы лет назад. Около ста тысяч лет назад, по гипотезе лингвистов, люди впервые заговорили. А первые системы письменности не старше шести тысяч лет.

Новый опыт доказывает: навыки чтения никак не связаны с даром речи. Поэтому старая идея про миллиард обезьян, которые за миллиард лет едва ли наберут на печатной машинке первые строки «Гамлета», теперь звучит не так убедительно. Если они вовремя отделят слова от «неслов» - то не исключено, что справятся. Главное – не жалеть крекеров. geo_icon