Конкурс музыкальных инструментов имени Маргарет Гутман — незаурядное событие в Технологическом университете Джорджии в США. Он проходит ежегодно, с 1996-го. С каждым разом участники представляют все более неожиданные эксперименты с музыкальным инструментарием — соединяют цимбалу с гитарой, а в аккордеон вставляют батарейки и соединяют его с синтезатором. В середине января в стенах университета были объявлены 20 полуфиналистов.

Микротональная гитара, электротруба или «СкульпТон» — на чем сможет играть человечество в будущем? Среди претендентов на победу — изобретение «Яйабахар» разработчика музыкальных инструментов из Стамбула Горкем Шена.

Струнный инструмент создает звуки, подобные тем, что мы слышим в фильмах про инопланетян и космос. Только для этого «Яйабахару» не требуется ни вольта электричества. Конструкция состоит из двух бубнов, играющих роль резонаторов, и длинных металлических пластин. Все детали соединены струнами. Используя смычок, Шен создает невероятные музыкальные вариации, которые чем-то напоминают звуки синтезатора.

Другой интересный участник — футуристический аккордеон «Ду-Тач» родом из Парижа, соединивший в себе синтезатор и секвенсор — программу, встраиваемую внутрь инструмента, которая записывает музыку. Инструмент работает на батарее восемь часов без подзарядки. Вместо привычных левых и правых клавиатур с кнопками и клавишами — разноцветные сенсоры. Главный разработчик — математик и музыкант Жюль Хотрик. С 2011-го года он вместе с другом-инженером экспериментировал с музыкальными инструментами. В последней версии «Ду-Тач» есть встроенная память, которая позволяет загружать свои образцы музыки и использовать их при игре. Весит инструмент чуть больше килограмма. Играть на нем нужно прикосновением к восьмиугольным кнопкам.

Среди других полуфиналистов — необычный аккордеон с подсветкой из Амстердама, издающий звуки, больше похожие на шорох или крежет.

Особое внимание зрителей и судей привлек музыкальный инструмент «Номис». Его создал музыкант из Бруклина Джонатан Спаркс, который совмещает в своей работе музыку, дизайн и технологии. «Номис» выглядит как две башни с разноцветными панелями, между которыми установлено восьмигранное колесо-интерфейс. Каждое прикосновение пальцев к колесу превращается в музыку с определенными цветами (в инструмент загружены ноты в MIDI-формате). Если музыкант вращает колесо против часовой стрелки, то мелодия записывается и сохраняется в одной из башен, которые проигрывают мелодию с использованием световых панелей.

Конкурс проходит при поддержке Центра музыкальных технологий Джорджии, а также Музыкальной школы и Архитектурного колледже при Технологическом университете Джорджии. Победитель, который будет объявлен 20 февраля, получит денежный приз в размере десяти тысяч долларов.

Среди судей — продюсер и диджей «Харикейн», работавший с «Бисти Бойз», а также Грэхем Марш — продюсер и инженер по образованию, сотрудничавший с американским исполнителем Бруно Марсом, и Джо Парадизо — физик, который занимается разработкой электронных синтезаторов.

Изначально конкурс был задуман как мероприятие для талантливых пианистов. Инициатором идеи в 1996 году выступил выпускник факультета промышленной инженерии Технологического университета Джорджии Ричард Гутман. Свое название конкурс получил в честь жены выпускника — Маргарет Гутман, талантливой пианистки. В последующее десятилетие в мероприятии принимали участие школьники и студенты из сотен средних американских школ и колледжей. После 2008-го Гутмановский конкурс полностью сменил формат, превратившись в эпицентр новых идей по созданию музыки. geo_icon