В детстве он получил 11 переломов, занимаясь дзю-до. В свои 50 лет он бегает марафоны. Наверное, только человек с такой силой воли способен добиваться магических результатов путём чистого перебора. В этом году профессор Синъя Яманака из Университета Киото разделил Нобелевскую премию по медицине с Джоном Гёрдоном. Открытие профессора из Киото, как и эксперимент Гёрдона – не требовало озарения. Скорее нужно было адское усердие.

В 2006 году Яманака нашел четыре гена, включение которых позволяет превращать клетки кожи взрослого человека в клетки, не уступающие своим потенциалом эмбриональным стволовым клеткам. Такие клетки можно размножить в любых количествах и превращать в любые другие: нейроны, мышцы, клетки сетчатки... Тем самым Яманака обошел юридическое ограничение, тормозившее прогресс - многие страны не разрешают эксперименты с человеческими эмбрионами. Благодаря ему ученые могут создавать эмбриональную ткань «на запчасти» – из кусочка собственной кожи.

Это открытие пришлось весьма кстати: к началу двадцать первого века попытки «омолодить» клетки млекопитающих путем пересадки их ядер в яйцеклетки забуксовали. Полученные таким образом животные были болезненными и жили недолго: некие «счетчики времени» на хромосомах не обнулялись, и полученные эмбрионы рождались стариками. Нужно было узнать, какие конкретно гены (из многих тысяч, записанных на ДНК) делают эмбриональные клетки «молодыми», или, как говорят ученые «плюрипотентными стволовыми клетками» - и научиться их избирательно «включать».

Упорный профессор из Киото переработал все публикации на эту тему. В конце концов он нашел упоминания 24 генов, которые работали только в эмбриональных стволовых клетках. Используя в качестве «шприца» особые вирусы, ученый сначала вводил 24 гена-кандидата в клетки кожи взрослых мышей по одному - и ни в одном опыте не получил стволовых клеток. Тогда ввел все 24 гена сразу – и получил стволовые клетки. Стал убирать гены из этой «смеси» по одному, и обнаружил десять генов, без которых не получаются стволовые клетки. Дальше, тоже вычитанием, проверил эту десятку – и в 2006 году нашел волшебный коктейль из четырех генов.

Эти опыты он ставил на мышах. Два года спустя, в 2008-м, используя вирусы, несущие похожие четыре гена из человеческого генома, Яманака смог получить из кусочка кожи с лица 36-летней белой женщины клетки, не уступавшие по своим стволовым свойствам эмбриональным. Он подсадил эти клетки под кожу мышам особой породы – у которых генетически отсутствует иммунитет (чтобы исключить отторжение) – и увидел, как в местах уколов растут опухоли, в которых можно различить человеческие клетки хряща, кишечника, мышцы, нейроны.

Рецепт японского профессора открыл шлюз – ученых перестали сдерживать этические запреты и хлынула лавина исследований. Ведь работать можно было не с эмбрионами, а просто с преобразованными кусочками кожи. Впрочем, подвох есть и здесь: раз кусочки кожи можно преобразовать в эмбриональные клетки – значит можно и в эмбрионы. В 2009 году китайские ученые, пользуясь рецептом Яманака, превратили клетки кожи мышей в полноценные эмбрионы, и из них вывелись мыши, которые жили долго и счастливо. Кроме того, кусочки кожи можно теперь превратить и в яйцеклетки, и в сперматозоиды.

Не возникнет ли этических проблем при работе со стволовыми клетками человека, раз из них могли бы получаться и люди? «Нет, ведь с точки зрения этики важно откуда мы берем клетки», - говорит в интервью GEO автор последнего достижения, профессор Митинори Саиту, работающему в одном институте с Яманака. Профессор Саиту регулярно консультирует японских законодателей по вопросам медицинской этики.

Кому-то такие расуждения могут показаться отговоркой. Но трудно представить себе, что этика сможет сдержать прогресс – слишком много пользы несет в себе этот подход.Читать дальше >>>