Белые лабораторные мыши могут c чистой совестью возвращаться в зоомагазины. Группа ученых из Массачусетса заявляет: далеко не все лекарства от людских болезней имеет смысл проверять на мышах. Речь прежде всего о сепсисе — воспалении в организме, вызванным попаданием инфекции в кровь. А это значит, что годы испытаний, тысячи мышей и миллиарды долларов были потрачены впустую.

Грызуны вводили ученых в заблуждение как минимум в трех случаях — при сепсисе ожогах и травмах. Но больше всего сожалений научный мир испытывает именно по поводу сепсиса — осложнений после операции или долгой болезни, к примеру рака и диабета. В такие моменты организм человека ослаблен, и попавшая в кровь инфекция может оказаться смертельной. Обычно воспалительный процесс сопровождается температурой, но при сепсисе ее может и не быть, и тогда заметить его почти невозможно. Зараженная кровь медленней циркулирует, что приводит к отказу всех органов.

Ученые десятилетиями искали лекарство, но ни один из 150 препаратов не действовал на пациентов, пишет руководитель исследовательской группы доктор Х. Шоу Уоррен из Массачусетского госпиталя в статье журнала Proceedings of the National Academy of Sciences. Проблема в том, что все лекарства тестировали на белых мышах, поскольку они обладают наибольшим количеством схожих генов с человеком — более 90 процентов. Однако в случае сепсиса у людей активизируется 5500 генов, у мышей — втрое меньше. А это значит, что грызуны гораздо более устойчивы к воспалению и инфекции. Это хорошо видно на примере и бактериальных инфекций: мышь — в отличие от человека — может спокойно питаться на помойках и отлично себя при этом чувствовать.

Открытие американских ученых изменит ход исследований во всем мире. Сейчас для того, чтобы испытывать лекарства на людях и получить финансирование на их производство, ученым необходимо предъявить результаты клинических испытаний — то есть на лабораторных мышах. Но похоже, скоро от этого придется отказаться, ровно как и от существующих лекарств от сепсиса. Во всем мире сепсис является одной из главной причин смерти в интенсивной терапии. geo_icon