Престарелые термиты Neocapritermes taracua – плохие работники, зато хорошие солдаты-самоубийцы. Если термитнику угрожают захватчики, они смело выходят врагам навстречу, чтобы закончить жизнь с громким взрывом. Такое необычное поведение у насекомых обнаружила группа ученых во главе с Яном Шоботником из Института органической химии и биохимии Чешской академии наук, статью которых опубликовал журнал Science.

На стыке груди и брюшка у самок-рабочих к старости появляются два продолговатых голубых пятна. Это две емкости с заготовкой яда – кристаллическим белком, которому придают синеватый оттенок атомы меди. Под пятнами спрятаны внутренние слюнные железы: когда приходит время, именно они запускают механизм взрыва.

Химическая реакция со слюной превращает белок в токсичную жидкость, способную убить врага-термита – обычно это Labiotermes labralis – на месте. При столкновении с ними самки-самоубийцы первым делом пускают в ход свое традиционное оружие, челюсти, и взрываются, только если укусы не помогают отбросить нападающих.

Самопожертвование как таковое – не новость в мире насекомых. Однако авторы говорят, что такой продуманный механизм – самоубийственный взрыв, кристаллы яда и специальная железа, которая их производит  – прежде известен не был. geo_icon