Ближайшие родственники индейцев оджибве живут в деревнях у Енисея. В пользу этого говорит новое исследование генетиков, опубликованное в научном журнале Nature. Дэвид Рейх из Гарвардской медицинской школы со своей командой (всего над статьей работали 64 ученых, включая двоих из Новосибирска) методом анализа ДНК доказали: в древности территорию современных США заселили три волны мигрантов из Сибири.

Первая группа переселенцев перебралась с Чукотки на Аляску примерно 15 тысяч лет назад через Берингию - перешеек суши на месте нынешнего Берингова пролива. Главную роль в успехе этого путешествия сыграл климат: ледники на перешейке уже растаяли, а полоска земли еще не успела скрыться под водой из-за подъема уровня океана. В 2005 году генетики сосчитали, что предками всех коренных американцев – и эскимосов, и индейцев Южной и Северной Америки – стали всего 70 древних путешественников. Открытым оставался вопрос о том, в каких отношениях состояли эти 70 «отцов-основателей». Была ли это одна сплоченная группа смелых авантюристов? Или предки всех индейцев преодолели Берингию в несколько приемов – с перерывом в десятки, а то и в сотни лет? Вторая гипотеза лучше объясняет, почему языки эскимосов с алеутами, жителей американского Севера, так непохожи на язык индейцев-апачей или индейцев-навахо.

Ученым из группы Рейха удалось найти 163 чистокровных коренных американца, представляющих 34 народности: индейцев из разных племен, эскимосов и алеутов, среди предков которых  не было недавних выходцев из Европы, Азии или Африки. У мужчин брали для анализа Y-хромосому, которая передается практически неизменной от отца к сыну. А изучить наследственность по женской линии помогала ДНК митохондрий, которая одинакова у ребенка и его матери. «Родство» разных племен и народностей, как обычно, измеряли числом мутаций в этих образцах ДНК. Чем больше их накопилось, тем раньше жил общий предок (подробно об этом подходе к истории древних миграций рассказывается в GEO 04'2011).

Соединив родственные народности линиями на схеме, ученые получили генеалогическое древо коренных американцев. К моменту заселения Америки оно уже разделилось на три независимых ветви. Иначе говоря, у коренных американцев было три группы прародителей, которые к моменту прихода в Америку уже говорили на разных языках. Самая плодовитая из этих групп пришла на континент первой и дала начало мексиканским сапотекам, могиканам в США и бразильским индейцам каритиана. Следующая группа - предки алеутов и эскимосов (часть из которых позже переселилась в Гренландию, то есть покинула Америку). Наконец, потомки третьей волны «отцов-основателей» - индейцы-оджибве: это около 360 тысяч человек в США и Канаде.

Что удивительно, популяции не просто разбрелись по разным уголкам США, но встречались и смешивались. Даже оджибве - явные потомки переселенцев третьей волны – унаследовали от них только 10 процентов генов. Остальные 90 процентов – на совести первой волны. Зато вместе с меньшей частью генов им достался язык группы на-дене. Так бывает, когда меньшинство завоевателей имеет дело с побежденным большинством.

Несколько лет назад лингвисты доказали, что на-дене похож на язык сибирской народности кето. А большинство кето – всего их осталось меньше тысячи человек – живет в Туруханском районе Красноярского края. Поэтому есть шансы, что события развивались так: группа с берегов Енисея добралась до Америки последней, но успешно поработила другие индейские племена.

К сожалению, с первой попытки доказать именно это утверждение средствами генетики не вышло. В интервью «Нью-Йорк Таймс» ученые заявили, что им так и не попались по-настоящему «чистокровные» кето, у которых можно было бы взять ДНК. В Красноярском крае смешанные браки случаются куда чаще, чем в индейских резервациях США или Канады. geo_icon