Откуда у зебры полоски? А у пчелы? Генетики из Гонконга решили, что эксперимент на бактериях внесет ясность в этот вопрос. Им удалось вырастить "полосатую" популяцию бактерий Escherichia coli: микробы сами группировались в темные и светлые полосы. Подробности исследования описаны в журнале Science.

Что общего у зебр и бактерий? Каждая бактерия, независимое одноклеточное существо, в этом эксперименте играла роль клетки сложного организма. Вспомним, что зебра - многоклеточное, и ее полосы складываются из отдельных клеток. Оставалось понять, как эти клетки узнают, какого цвета им быть, чтобы получились четкие полоски, а не хаотичный набор точек.

Экспериментаторы вмонтировали в геном бактерии два набора генов -  два блока простейшей генетической программы. Первый отвечает за "чувство локтя" - он позволяет узнать, много ли вокруг других бактерий. Второй контролирует ее подвижность.

Работая вместе, два набора генов жестко программировали поведение бактерии: в тесноте она теряла возможность двигаться.

Если поместить любого микроба в чашку с питательным веществом, он начнет размножаться, а заселенное пространство - расти. Если просмотреть замедленную съемку, на ней будет видно, как точка - первые несколько бактерий - превращается в диск, который все увеличивается и увеличивается.

Но в опыте с генно-модицифированными Escherichia coli ученые увидели не простой диск, а нечто вроде мишени для стрельбы - чередующиеся светлые и темные кольца.

Темные состояли из микробов, подобравшихся друг к другу как можно ближе, а в светлых считанные бактерии блуждали поодиночке.

Это наблюдение - ка одинаковые клетки превратились в сложный узор - помогает разобраться не только с раскраской животных, но и с механизмом возникновения разнообразных органов и тканей. Все органы развиваются из одинаковых клеток зародыша, и описанное в журнале Science помогает понять, как эти клетки делятся на группы, которым в будущем предстоит выполнять совсем разные задачи. geo_icon