Страны, которым некуда девать лишние мегаватты мощной АЭС или ГЭС, поставляют электроэнергию соседям. Но еще раньше это догадались делать бактерии. Микроорганизмы Geobacter sulfurreducens и Thiobacillus Denitrificans, которые живут в американской реке Потомак, наладили настоящее энергетическое сотрудничество между видами: одни сливают электричество другим через проводящий минерал магнетит. Научное исследование об этом Суичиро Като и двое его соавторов из японского Агентства науки и технологии в Токио опубликовали в журнале PNAS.

Оба вида бактерий обитают под водой и вынуждены обходиться без воздуха (биологи называют таких существ анаэробными). Они неспособны добывать энергию так, как это делают люди, лягушки или амебы -  окисляя разные органические вещества при помощи кислорода, молекулы которого отбирают у организма лишние электроны в ходе биохимических реакций. В результате бактерии Geobacter sulfurreducens, лишенные кислорода, отдают свои электроны сернистому железу в донных отложениях – не будет преувеличением сказать, что они «дышат» рудой. А их партнеры Thiobacillus denitrificans, которые окисляют уксус и восстанавливают нитраты, испытывают в электронах острую нужду. Выход из положения – «разряжать» магнетит, который зарядили Geobacter sulfurreducens.

Като с коллегами воспроизвели процесс обмена биоэлектричеством в лаборатории. Просто живя бок о бок, бактерии никак не могли начать этот жизненно важный для них обмен. Но стоило ученым насыпать в воду немного размолотого железняка – и оба вида микроорганизмов начали стремительно размножаться, как если бы их плотно покормили. Наблюдения за процессами в воде убедительно доказали: через наночастицы магнетита течет ток, а химические превращения, в которых участвуют бактерии, существенно ускоряются.

Ученые говорят, что открытие может пригодиться конструкторам «живых» топливных элементов, которые будут приводить в движение электромобили или питать ноутбуки, когда рядом нет розетки. Достаточно загрузить туда необходимые бактериям вещества– и по проводам потечет ток биологического происхождения. geo_icon