Мужчины с широкими лицами больше других склонны к мошенничеству и обману, доказывает психолог и преподаватель менеджмента в университете Висконсина Майкл Хейзелхан. РезультатыисследованиянапечаталжурналProceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Еще в 2007 году биологи доказали, что женщины на протяжении многих веков предпочитали широколицых мужчин - по всей видимости, из-за связи черт лица с особенностями характера. Психологи подтвердили: быть скуластым значит быть властным эгоистом. Хейзелхан решил довести эту мысль до логического завершения и выяснить, как качества, <<зашифрованные>> в форме лица, проявляются в деловой практике.

Для своего эксперимента он позвал поучаствовать в бизнес-игре более ста студентов (и парней, и девушек), которых разделил на две группы: продавцов и покупателей. Задача первых - продать дом без всяких гарантий. Вторые, наоборот, должны были добиться этих гарантий во что бы то ни стало. Общались они по электронной почте и о намерениях друг друга ничего не знали. Ученые хотели выяснить, какое количество людей скроет правду о своих реальных планах. Их оказалось 20 процентов. Мужчины с широкими лицами были среди них в большинстве, а у женщин такой закономерности не обнаружили.

Во второй части эксперимента очередной сотне студентов предоставили возможность обмануть ученых. Чтобы получить 50 долларов, нужно было подбросить пару костей: чем больше очков, тем выше шанс выиграть. В среднем при подбрасывании двух костей получается 7 очков, но результат у группы широколицых мужчин был рекордно высоким - значит, жуликов среди них больше всего.

Получается, современные ученые вернулись к теории френологов, сформулированной в XIX веке: те измеряли черепа и делали выводы о душевных склонностях. В XX веке такие взгляды считались откровенной лженаукой - и только теперь они получили второй шанс. Поставить точку в этой истории могут, вероятно, только генетики, если они сумеют доказать, что черты характера и особенности черепа – сцепленные признаки, которые запрограммированы одним и тем же набором генов и наследуются вместе. geo_icon