Человечество совершило еще один шаг к разгадке тайн Вселенной — спускаемый аппарат «Филы» достиг поверхности кометы 67Р/Чурюмова-Герасименко и сделал первые фотографии поверхности. Для науки это настоящий прорыв. Если все пройдет успешно, то люди смогут узнать больше об истории Солнечной системы, её развитии и, возможно, выяснить, какую роль сыграли кометы в этой эволюции.

Сюжет
«Происходит невозможное»
Украинский астроном, открыватель кометы 67Р Клим Чурюмов — о ходе миссии «Розетта», важности исследования комет и о том, как открыть астероид по фотографии

По всему миру сейчас следят за событиями, которые происходят на расстоянии почти в 6,4 миллиардов километров от Земли. Посадочный модуль «Филы» наконец-то приземлился на поверхность кометы 67Р/Чурюмова-Герасименко. Отделившись от космического зонда «Розетта», он пролетел около 23 километров и совершил мягкую посадку. По космическим меркам это совсем немного, гораздо меньше, чем то расстояние, которое преодолела «Розетта» за десять лет с момента своего запуска в марте 2004-го.

Европейское космическое агентство потратило на организацию и проведение миссии около 1,6 миллиардов долларов. «Розетту» уже называют одним из самых необычных проектов в истории космических исследований.

В Twitter о долгожданном приземлении сообщили сразу же на нескольких языках мира. Причем по информации, полученной исследователями, он сделал это трижды: после первого касания в течение двух часов поступали сообщения о вращении модуля вокруг своей оси, затем передача этих данных прекратилась. Теперь модуль приземлился окончательно.

Робот «Филы» уже успел сделать снимки кометы. На фотографии за мгновение до приземления космического аппарата видна поверхность посадочной площадки и одиноко лежащий на ней валун. А на изображении, полученном уже после посадки, можно увидеть огромную скалу. GEO публикует первые снимки кометы 67Р/Чурюмова-Герасименко.

При посадке не обошлось без трудностей. Возникали проблемы со связью и с закреплением «Филы» на комете. Механизм выстреливания гарпунов застопорился, но, тем не менее, сам аппарат вошел в грунт на четыре сантиметра. Заниматься научной деятельностью модулю придется в суровом мире, где температура поверхности составляет минус 70 градусов. К тому же площадка для спуска Агилкия, названная, как и сам спускаемый модуль, в честь острова на реке Нил, полна обрывов, трещин и валунов. Повышенная осторожность исследователей и координация движения «Филы» может стать ключом к успеху.

«Филы» предстоит совершить ряд научных экспериментов по изучению состава и температуры поверхности небесного тела. Одной из целей модуля станет поиск органики, которая могла бы послужить к зарождению жизни. С помощью «Розетты» астрономы уже выяснили, что с поверхности кометы ежесекундно в космическое пространство испускаются водяной пар и такие газы, как сероводород, аммиак и формальдегид.

К 6 декабря космический зонд «Розетта» вновь вернется на орбиту кометы и продолжит свои исследования её внутренней структуры с помощью посылаемых «Филы» радиоволн. Для этой работы спускаемый аппарат оснащен всеми необходимыми инструментами. После того, как основная его батарея перестанет работать, включатся элементы солнечного питания, которые будут активны до марта 2015 года, на который назначен конец миссии. Такая продолжительность связана с тем, что в марте комета достигнет своего ближайшего расстояния до Солнца, и температура на поверхности станет слишком высокой.

Комету 67P/Чурюмова-Герасименко в 1969 году открыл советский астроном Клим Чурюмов с помощью фотографий, сделанных Светланой Герасименко. Небесное тело обращается вокруг Солнца в течение 6,6 лет и имеет массу около одного миллиарда тонн (или одного триллиона килограммов). У этой кометы необычная форма в виде двух соединенных между собой окружностей. Ученые предполагают, что когда-то она образовалась в результате столкновения двух протокомет. Но эта комета уникальна не только поэтому. Астрофизики назвали 67P «поющей кометой» из-за странных аудиосигналов, поступающих от неё на записывающие приборы «Розетты».

Природу этих звуков пока не удалось определить. Тем не менее, в ходе исследования ученые надеются, что им удастся разгадать не только секреты кометы, но и узнать больше о Солнечной системе до формирования в ней планет. Ведь не зря космический зонд, как и саму миссию, назвали в честь розеттского камня, расшифровывающего тайны древнеегипетских иероглифов. Возможно, в будущем «Розетта» расскажет человечеству о далеком прошлом нашей Вселенной. geo_icon