Журнал Science в четверг опубликовал статьи с анализом первых результатов работы посадочного модуля «Филы», высадившегося на комету в ноябре 2014 года. Посадка «Филы» прошла не совсем по плану — зонд не смог закрепиться на поверхности кометы, отлетел в сторону и в итоге сел в другом месте, в тени, где не смог вовремя зарядить свои батареи.

Но несмотря на это, за 64 часа работы до перехода в спящий режим ему удалось выполнить примерно 80 процентов своих задач, а удачный «отскок» даже позволил исследователям собрать данные из нескольких точек и сравнить их. Часть новостей ученые Европейского космического агентства (ESA) озвучили еще в июне, после того, как «Филы» вновь вышел на связь, но сейчас научные группы представили более развернутую картину мира, в котором оказался зонд.

При первой попытке посадки его инструменты проанализировали поднятую пыль и газы у поверхности кометы. Среди 16 сложных органических соединений, которые нашел «Филы», оказались, в частности, ацетон и еще три соединения, которые раньше никогда на кометах не обнаруживались.

Но главное, что некоторые из этих соединений, например, формальдегид, найденный в кометных газах, играют ключевую роль в синтезе аминокислот, сахаров и азотистых оснований ДНК и РНК — кирпичиков, с которых начинается жизнь.

Как отмечает ESA, такие соединения на комете, которая «помнит» совсем молодую Солнечную систему, свидетельствуют о том, что происходившие в то время химические процессы могли «сыграть важную роль в формировании компонентов будущих живых организмов». Это может стать сильным аргументом для сторонников гипотезы о том, что жизнью Землю «заразили» именно столкновения с кометами.

Инструменты «Филы» также собрали данные о поверхности кометы в двух местах — это оказалось неожиданно удачным последствием посадки не по плану. В районе плановой посадки она покрыта «булыжниками» размером от метра до нескольких сантиметров. Примерно в километре от него, где в итоге оказался «Филы», — существенно более плотная смесь льда и пыли, покрытая тонким слоем мелкой «гальки».

Зонд смог заглянуть и в недра кометы, дистанционно «прощупав» одну из двух ее половинок. Внутри комета Чурюмова — Герасименко оказалась пористой: на пустоты приходится 75-85 процентов ее объема, причем эта пористость оказалась очень равномерной. То есть «уточка для ванны» (так комета выглядит на некоторых фотографиях) в общем-то, оказалась больше похожей на мочалку.

При этом ответа на, конечно, самый интересный вопрос — как 67P стала похожа на уточку или гантель, и что соединяет две ее половинки — пока нет. Ученые, однако, пока не теряют надежду еще раз восстановить связь с зондом, ненадолго «ожившим» в начале лета. Если им это удастся, «Филы» нам еще покажет (комету). Но времени остается не так много — 67P проведет в ближней к Солнцу части своей орбиты лишь еще пару месяцев. geo_icon