12900 лет назад на Земле резко похолодало. Погибли мастодонты, мамонты стали редкостью, а культура Кловис, к которой принадлежали самые древние жители Северной Америки, исчезла с лица земли. Новая публикация в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences утверждает: все они – жертвы неизвестного тела, взорвавшегося в атмосфере.

Объект, который стал причиной 1300 лет холодов, не оставил после себя никакого кратера – в отличие, например, от метеорита, убившего динозавров 65 миллионов лет назад. Улики нашлись в центральной Мексике, на дне озера Куитцео, второго по размерам водоема страны. Здесь геологи высверлили и подняли на поверхность 27-метровый керн – столб из спрессованных донных отложений, которые копились эпоха за эпохой.

Больше всего рассказал тонкий 10-сантиметровый слой на глубине в два метра 80 сантиметров. Ученые во главе с Изабель Исраде-Алькантарой из университета Мичоакана в Мексике извлекли из него целую коллекцию странных артефактов – микроскопических алмазов и шариков из углерода, намагниченного железа и вулканического стекла. Алмазы известны тем, что образуются при огромном давлении, а шарики требуют необычных для земной поверхности температур.

Единственное событие, которое могло произвести на свет все эти материалы – встреча Земли с кометой или астероидом, который ворвался в плотные слои атмосферы и, не успев упасть, разлетелся на мельчайшие части. Ударная волна из воздуха, разогретого до десятков тысяч градусов, выжгла все живое вдоль пути следования небесного тела. А самую мелкую пыль взрыв зашвырнул высоко в стратосферу, и она надолго там зависла, преградив путь солнечным лучам.

Керн сохранил память и о событиях, которые случились потом. Пыльца под водой – надежный индикатор того, как обстоят дела с растительностью на суше. Сразу после взрыва ее количество резко упало. Люди, животные и птицы остались без еды – и были просто обречены на голод или даже, в случае многих видов, на вымирание.  geo_icon