Если просторы космоса уже давно бороздят управляемые аппараты, то микромир у нас под носом только начинает заселяться техникой, созданной человеком. Важный шаг на этом пути был сделан американскими учеными из Техасского университета в Остине: им удалось создать наноэлектромотор, самый быстрый и долгоиграющий в мире. Отчет об этой работе был опубликован в журнале Nature.

Устройства наноразмера мало отличаются от обычных электромоторов: принцип действия у них такой же. Только вот в высоту они не больше 200 нанометров, а длина ротора (проволоки) исчисляется микрометрами. Мотор способен вращаться с частотой 18 тысяч оборотов в минуту, что сравнимо с частотой вращения двигателя у самолета. И эта еще не предел! Такой мотор способен непрерывно работать на протяжении 15 часов.

В процессе изготовления мотора роторы приходилось насаживать на ось с помощью четырех микроэлектродов по краям рабочей камеры. Направленные изменения электрического поля в них позволяют свободно и очень точно двигать и вращать маленькие детали мотора. Всю эту конструкцию назвали «электрический пинцет» (существуют еще «лазерные» и «магнитные пинцеты»).

В будущем, как надеются ученые, такие наноустройства будут взаимодействовать с клетками живых организмов. К примеру, регулировать доставку инсулина у диабетиков или прицельно атаковать опухолевые клетки.

Пока же эти моторчики были опробованы в качестве распространителя лекарств. Биомолекулы нанесли на лопасти устройств. geo_icon