77-летний астроном, директор Киевского планетария Клим Чурюмов осенью 1969 года вместе с аспиранткой Светланой Герасименко открыл новую комету, которая была названа в их честь, — это комета Чурюмова-Герасименко. На прошлой неделе впервые в истории пилотируемой космонавтики спускаемый аппарат «Фила» Европейского космического агентства совершил посадку на поверхности кометы.

Клим Иванович, в момент посадки модуля «Фила» на комету вы была в центре управления полетами ЕКА в Дармштадте. Как все это было?

Это был, конечно, праздник астрономии, праздник космоса, всемирный праздник. Подобного рода эксперимент осуществлялся впервые в истории. Сам по себе полет был уникален, а главное — отделение и посадка спускаемого модуля «Фила». Это был самый сложный маневр экспедиции, от которого зависело очень многое.

Мы все, конечно же, волновались и переживали. Я был в Центре управления полетами в Дармштадте, а Светлана Ивановна Герасименко была в Кельне, в Германском центре авиации и космонавтики.

12 ноября к Центру управления полетами было приковано внимание всего мира. Мы были на месте с самого утра, по местному времени в 9:35. Собралась вся верхушка Европейского космического агентства (EКA). Был и генеральный директор EКA Жан-Жак Дорден, был известный профессор, организатор первого полета на ядро кометы Галлея Бонне, с которым я давно знаком…

Клим Иванович, а какой момент был самым волнительным?

Фотогалерея
Миссия выполнима
Прорыв в изучении космоса: летательный аппарат впервые в истории приземлился на комету

Во-первых, это отделение спускаемого модуля от «Розетты». Команда на отделение. Команда прошла. Отделился. Я очень волновался. Все-таки десять лет полета, все могло произойти... Пылинки, солнечный ветер, электроны, протоны могут работать как сварка и нарушить работу узлов. А узлы — это тонкое дело. Отделение прошло гладко.
Модуль в течение семи часов плавно опускался. Вся команда сосредоточенно наблюдала и вдруг — улыбаются. Пришло сообщение: «Касание». И точно в расчетное время модуль сел на комету. Это уже было событием мирового масштаба. Но была и проблема — приземление прошло не совсем так, как было задумано. У модуля не сработали гарпуны, при помощи которых он должен был закрепиться на поверхности.

Но, несмотря на три отскока при посадке, аппарат был работоспособен. А самым волнительным моментом была, конечно же, посадка. Когда объявили, что модуль коснулся кометы, вот он коснулся. Все увидели, захлопали. Я тоже запрыгал (смеется). Все начали обниматься.

А что было дальше?

Аппаратура работала 56 часов, выдала очень много ценной информации. Сейчас все это приостановилось, так как модуль находится в тени и аккумуляторы разрядились. Но когда эта сторона кометы повернется к солнцу, модуль снова заработает и мы услышим ее голос…

Чей голос? Голос кометы?

Да. Она говорит, у нее есть свой голос. Каждое небесное тело имеет определенные размеры, определенную форму. И какие-то звуки, которые распространяются в теле, они были записаны. Их можно послушать.

У модуля «Фила» есть своя страничка в «Твиттере», там уже были опубликованы снимки. Вы заходите туда?

Я «Твиттер» не люблю, хотя постоянно приглашают. Лучше «Фейсбук».

В Дармштадте звучало «украинская комета»?

Да, все время. Никаких «советских» или «российских». Украина прославлялась на сто процентов.

Вы смогли обменяться поздравлениями со Светланой Герасименко?

Только в режиме прямых включений. Я слушал ее, она меня. Надеюсь, в ближайшее время свяжемся с ней по «Скайпу». geo_icon