В природе существуют вещества, схожие по принципу действия с антифризами — жидкостями, не замерзающими при низких температурах. Они помогают животным приспосабливаться к самым экстремальным условиям жизни. Для того, чтобы не замерзнуть в холодных водах Антарктики, у рыб семейства нототениевых в крови и других жидкостях тела выработались специальные вещества — гликопротеины.

Они позволяют рыбам жить при низких температурах. Ученые из Иллинойского университета в Урбан-Шампейне (штат Иллинойс, США) нашли еще одно удивительное свойство этих биологических «антифризов»: они не позволяют кристаллам льда таять. О своем открытии они рассказали на страницах научного журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Нототениевые рыбы способны выжить в морской воде при температуре от -1,9 до +4  градусов по Цельсию. Еще в 60-х годах прошлого века ихтиологи описывали, как этим существам удается не замерзнуть в таких условиях при помощи гликопротеинов — специальных белковых соединений, содержащихся в жидкостях их тела. Они препятствуют разрастанию ледяных кристаллов в органах рыб, тем самым не допуская их замораживания.

Группа американских ученых из Иллинойского университета провела эксперимент по выявлению свойств гликопротеинов. Подопытных особей поместили в теплое место и начали наблюдение над тем, как будут таять ледяные кристаллы в их организме при повышении температуры.

Как оказалось, даже при температуре плавления не все внутренние ледяные кристаллы таяли. Такой лёд ученые называют «перегретым», то есть не растаявшим при оптимальных для этого условиях.

Специалисты также обнаружили подобные ледяные образования в организме диких нототениевых , обитающих в сравнительно теплых водах Антарктики. В этих условиях, как предполагали ранее биологи, лёд в телах рыб должен был растаять. В ходе эксперимента ученые обнаружили, что за сохранение льда в организме рыб отвечают те же самые гликопротеины, которые не позволяют рыбам замерзнуть.  geo_icon