Картины многое могут рассказать об эпохе, в которую они создавались: в первую очередь о быте и нравах, о культуре и даже об экологии. Группа немецких и греческих ученых утверждает, что с помощью произведений искусства можно определить, насколько сильно была загрязнена атмосфера в год написания того или иного полотна. Результаты их исследований опубликовал журнал Atmospheric Chemistry and Physics.

Христос Цеферос, профессор кафедры физики атмосферы в Афинской академии наук, и его коллеги изучили десятки изображений закатного неба, нарисованных в период с 1500 по 2000 год. За это время на Земле произошло 50 случаев извержения вулканов.

Ученые выяснили, что во время интенсивной вулканической активности баланс на картинах смещался в сторону красного. Это можно объяснить тем, что в атмосфере, загрязненной пеплом и газами, солнечный свет рассеивается в несколько раз больше, поэтому небо приобретает красноватый оттенок.

Яркий пример — работы английского акварелиста Уильяма Тернера. На многих его работах на закатном небе преобладают оранжевые и красные тона. Это последствия извержения вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава в 1815 году. Оно считается одним из самых крупнейших в истории человечества: под пеплом оказались погребены целые поселения.

Унеся тысячи человеческих жизней, извержение так же породило глобальную климатическую аномалию. Сернистые газы и пепел, выброшенные в стратосферу, вызвали в 1816-м «вулканическую зиму». Этот год также известен как «год без лета».

Тогда температура в Европе и в Северной Америке опустилась ниже своего привычного уровня. Холод привел к неурожаям, повышению цен на продовольствие, и, наконец, к голоду среди населения. Это страшное время запомнилось людям еще и странными, оранжево-красными закатами. geo_icon