Этот маршрут не нанесен ни на одну карту и не обозначен никакими указателями. Но в коммуне Валлон-Пон-д’Арк на юго-востоке Франции все, конечно, знают, как пройти к сокровищу мирового значения. Там, где река Ардеш ныряет в скальные ворота, сразу за известковыми утесами, нужно подняться в гору. Пройти через дубовую рощу, свернуть через галерею в скале, по которой люди ходили еще во времена последнего ледникового периода. Увидите встроенную прямо в скалу бронированную дверь и камеры видеонаблюдения — значит, вы на месте.

За этой дверью находится вход в пещеру Шове, залы которой уходят вглубь на 230 метров. Тридцать пять тысяч лет назад Хомо сапиенс, взяв в руки кусок угля и охру, разрисовал стены этой пещеры мамонтами, шерстистыми носорогами, северными оленями, дикими лошадьми, львами и пещерными медведями. Все изображения — от брачного танца львов до шерстинок на мордах медведей — удивительно реалистичны. Художники ледникового периода мастерски использовали рельеф пещеры, чтобы животные на рисунках казались объемными и динамичными. Им удалась и перспектива, и фон. Ученым известны отдельные пещерные рисунки в северной Испании и в Индонезии, которым около 40 тысяч лет. Однако таких древних панорам, как в пещере Шове, не найдено больше нигде. В июне 2014 года они внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещера охраняется с момента ее открытия в 1994 году. Французы извлекли уроки из того, что случилось с пещерой Ласко: наскальные картины в этой «Сикстинской капелле ледникового периода» покрываются плесенью из-за бактерий, занесенных в нее любопытствующими посетителями. Вот почему в пещеру Шове не пускают никого, кроме ученых.

А для всех остальных ценителей первобытной живописи на другой стороне долины строится копия древней пещеры. Сооружение в форме полумесяца на высоком плато напоминает то ли НЛО, то ли Стоунхендж. Благодаря сложным техническим решениям 8500 квадратных метров оригинальной пещеры здесь уплотнились до 3000 квадратных метров. Отсканировав с помощью лазера пол, стены и потолки пещеры Шове, ученые получили ее цифровую трехмерную модель, которая теперь преобразуется в искусственный рельеф из стальной проволоки, акриловой смолы, бетона и глины. Двенадцать скульпторов имитируют трещины, борозды, складки и известковые отложения. Каждый из них воссоздает около трех квадратных метров рельефа в день.

Рукотворный грот планируют открыть весной 2015 года. Чтобы не вводить публику в заблуждение, искусственная пещера будет называться не Шове, а Пон-д’Арк, но по своим параметрам она будет точной копией оригинала — та же температура воздуха (13 градусов), тот же уровень влажности и такой же запах холодной глины. Посетители будут передвигаться в полутьме по мостикам, а под их ногами разбросают кости северных оленей и медвежьи черепа.

«Это будет захватывающее зрелище», — уверен Харальд Флосс, профессор кафедры первобытной истории Университета в Тюбингене (Германия). Он изучает настоящую пещеру Шове и входит в научный комитет, который консультирует застройщиков и разрабатывает план музея. Флосс говорит, что копия будет научно достоверной.

Жиль Тозелло, создающий копии двух основных ансамблей изображений — не только специалист по доисторическому времени, но и профессиональный художник.
В его мастерской в промышленной зоне Тулузы установлен фрагмент искусственной пещеры размером в 45 квадратных метров, на которой Тозелло воссоздает большую «львиную фреску». Минувшим летом Тозелло на протяжении нескольких недель проводил перед этой огромной стеной по шесть часов в день, и уже в сентябре отправил готовую работу на строительную площадку в долину Ардеш. Рисуя он старался проникнуть в духовный мир доисторических художников. «Эти шедевры созданы четырьмя или пятью художниками, не более», — считает Тозелло. Все они были правшами. И судя по отпечаткам рук, среди них были и мужчины, и женщины.

Для Тозелло история, которую рассказывает большая фреска, начинается на круглом выступе справа. Там нарисована нижняя часть живота женщины, в лоно которой — так это видится Тозелло — проникает зубр. В центре фрески стая львов охотится на зубров, слева изображены пасущиеся носороги и мамонты. «Это не история о животных», — говорит Тозелло. Изображение, по его мнению, отвечает на вечные вопросы человечества. Откуда мы? В чем смысл жизни? И что с нами будет после смерти?

Шаманизм, тотемизм, анимизм — наскальные рисунки трактуются по-разному, но ни одну из этих версий нельзя назвать абсолютно достоверной. Большинство ученых считают, что эти изображения удовлетворяли духовные потребности первобытного человека. Возможно, люди ледникового периода отправлялись рисовать великолепные картины в глубины пещер, потому что считали, что там, где заканчиваются владения человека, начинается царство духов?

Когда Жиль Тозелло работал над фреской, к нему в мастерскую пришли на экскурсию школьники. И маленькая девочка задала ему вопрос всех вопросов: «Почему люди ледникового периода рисовали?» Тозелло обрадовал этот вопрос. «Честно говоря, мы не знаем. А почему ты сама рисуешь? Может быть, просто потому, что тебе это нужно?».

Девчушка тогда понимающе кивнула в ответ. geo_icon