Райнер Йост понимает скептиков. Он сам долгое время был в числе тех, у кого слово «клей» ассоциируется с отваливающимися крючками для полотенец в ванной, пустых тюбиках из-под клея и разбитых и снова склеенных чашках, которые при мытье разваливаются на куски. «Склеенное – это временное», – по сей день убеждены многие.

Но не Райнер Йост. Он возглавляет группу специалистов по клеящим материалам в отделе комплектующих немецкого концерна «Даймлер». «Без клея мы не могли бы делать такие легкие, прочные и надежные автомобили», – говорит он. Его превращение из скептика в энтузиаста клея началось в середине 1990­-х, когда концерн готовил к выводу на рынок новую компактную модель автомобиля. Небольшая машина должна была стать удобнее, легче и экономичнее предшественников, не уступая им при этом в надежности.

Когда Йост с коллегами экспериментировал с алюминием и магнием, с обтекаемым кузовом и новой коробкой передач, к ним зашел представитель одного химического концерна и показал склеенные внахлест металлические листы – опытные образцы. «В то, что мы увидели, было трудно поверить», – вспоминает Йост. Инженеры растягивали листы и подвергали их многотонным нагрузкам: тянули, дергали, отдирали. Результат был поразителен: металл ломался, а склеенный шов выдерживал.

Коллеги из авиапромышленности рассказали Йосту о самолетах, которые по тридцать лет летали без единого происшествия – со склеенными крыльями и фюзеляжем. Мало-помалу воспоминания об отваливающихся крючках уходили в прошлое, уступая место новой эпохе в автомобилестроении.

Шайбы и накладки тормозных колодок клеят уже давно – так почему бы не делать то же самое с деталями кузова? Так после бесчисленных испытаний в продажу поступили первые «Мерседесы» А-класса.

Сегодня клей применяется и при производстве машин представительского класса. На заводе в городе Зиндельфинген робот проводит стальной рукой по металлу – без единой искры. По краю стальной детали он аккуратно наносит красную пасту. Выводит петли, рисует завитки, оставляя свободные места – как кондитер, украшающий торт кремом. Эта паста – ударостойкий клей, обязательный компонент современных автомобилей класса «люкс».

Длина склеенных швов, соединяющих детали кузова одного «Мерседеса», превышает 180 метров. Сварка применяется все реже и реже: иногда детали приходится приваривать, например, в ожидании, пока не затвердеет клей. Преимущества клея неоспоримы.

Благодаря равномерному распределению нагрузки по всей поверхности склеенный кузов заметно прочнее сварного. Этот эффект еще в 1960х годах использовался в бывшей ГДР – крылья, двери и крыша автомобиля «Трабант» были склеены.

В 1963 году американские инженеры установили, что если переднее и заднее стекла приклеить к кузову, то они будут действовать, как стенка платяного шкафа. Сконструированные таким образом автомобили были на треть прочнее тех, у которых стекла закреплялись только с помощью резиновой прокладки. Современные склеенные кузова показывают гораздо более лучшие результаты в краш-тестах, чем сварные. К тому же склеивание приглушает колебания и поглощает шум; в отличие от болтов и сварочных аппаратов, клей не портит металл. Наконец, клей является хорошим электроизолятором, предотвращающим коррозию.

Незаметно для широкой публики в промышленности наступила новая эра. При производстве вагонов, кораблей, самолетов, ветрогенераторов, микрочипов склеивание применяется сегодня чаще, чем сварка, припайка или клепка. Читать дальше >>>