Как мореплаватели-викинги, не зная компаса, пересекали океан? Им помогал кристалл, необычные свойства которого стали известны ученым только в девятнадцатом веке. Статью с таким выводом опубликовала группа физиков из Франции, Канады и США в журнале Proceedings of Royal Society A.

Лейф Эриксон, сын Эрика Рыжего, высадился в Америке (на Баффиновой земле) около 1000 года нашей эры, перезимовал и вернулся домой – тому свидетельство исландские саги и выводы генетиков о том, что у индейцев есть гены исландцев. Такой долгий путь в открытом море нельзя проделать без навигационных приборов. Если даже викинги и попали в Америку, плывя наугад, то как они возвратились домой?

Полярная звезда и даже Солнце – плохие ориентиры в северных широтах, где небо бывает затянуто тучами недели, а то и месяцы подряд. Первый компас попал в руки европейцев только два или три столетия спустя. Значит, решили ученые, что-то заменяло компас древним мореплавателям.

В 2001 году на борту английского корабля, затонувшего в 1592 году (вскоре после сражения англичан с испанской Непобедимой армадой), археологи нашли кристалл исландского шпата. Этот прозрачный материал попадается в застывшей вулканической лаве  - и больше всего его в Исландии. Если смотреть сквозь него, картинка «двоится». Два изображения можно заставить сойтись в одно, только если повернуть кристалл особым образом. Это связано с двумя оптическими феноменами – двулучепреломлением и поляризацией света.

Каждая точка неба испускает частично поляризованные лучи: степень поляризации зависит от того, как далеко эта точка от солнца. Поэтому, если повернуть кристалл так, чтобы лучи, прошедшие сквозь него, сошлись, на солнце укажет одна из вершин: так говорят расчеты, проведенные авторами исследования. По их гипотезе, викингам этот кристалл помогал узнать положение солнца на небе – и, как результат, их собственное положение на глобусе.

Скорее всего, древние мореплаватели открыли этот оптический закон опытным путем. А потом "солнечные камни" перекочевали от исландских мореплавателей к английским морякам и успешно конкурировали с компасом спустя много лет после его изобретения. geo_icon