Что общего в мыслительном процессе писателя, спортсмена и гитариста? Когда один из них придумывает сюжет для нового произведения,  другой забивает мяч в ворота, а третий подбирает мелодию «Smoke on the water». Казалось бы, совсем ничего. Однако исследование немецких ученых нашло поразительное сходство в том, как во время работы задействованы у представителей этих профессий отделы головного мозга. Об этом пишет газета «Нью-Йорк Таймс».

В своем исследовании неврологи из Грайфсвальдского университета впервые использовали приборы магнитно-резонансной томографии (МРТ) для отслеживания активности мозга начинающих и профессиональных писателей. Группа специалистов во главе с профессором Мартином Лотце наблюдала за тем, как процесс творчества влияет на различные области мозга. Как выяснили ученые, в мозгу писателей, которые уже давно работают на литературном поприще, происходят процессы, сходные с теми, что происходят у людей, занимающихся спортом или музыкой.

Сложность эксперимента заключалась в том, что нужно было учитывать все колебания, вызванные дыханием человека или движениями его головы. Ученые сделали специальный письменный стол, на котором можно было писать лежа, в то время как голова сканировалась аппаратом МРТ. Особая система зеркал позволяла неврологам видеть, что пишут их подопечные.

В эксперименте участвовали 28 добровольцев, которые имели мало опыта в написании литературных произведений. Сначала их попросили просто переписать данный на бумаге текст. Потом исследователи предлагали им написать небольшое продолжение рассказа, строки из которого были даны добровольцам. Во время этого ученые наблюдали повышение активности в областях передней доли мозга и гиппокампа, участвующего в формировании эмоций и перехода кратковременной памяти в долговременную.

После этого неврологи решили провести подобный эксперимент с профессиональными писателями. Результаты своего исследования они опубликовали в научном журнале NeuroImage. В отличие от новичков, у которых были активны в основном отделы мозга, отвечающие за визуальное восприятие информации, у профессионалов работали области, связанные с речью.

По мнению Лотце, у этих двух групп совершенно разные подходы к написанию текста. У тех, кто имеет мало опыта, творческий процесс больше напоминает прокручивание кадров из фильма. А их более опытные коллеги скорее прислушиваются к своему внутреннему голосу.

В ходе эксперимента ученые выяснили еще один интересный факт. У тех, кто долго занимался написанием текстов, было активно задействовано хвостатое ядро, которое отвечает за наработку навыков на практике. С первого раза, когда человек начинает какую-то деятельность — играет ли он в хоккей или на гитаре — ему нужно приложить усилия, чтобы запомнить порядок действий. Потом всё это уже доходит до автоматизма. Именно хвостатое ядро и близлежащие к нему области мозга активны во время этого и у спортсменов, и у писателей, и у музыкантов.

Однако, по мнению психолога Стивена Пинкера из Гарвардского университета, эксперименты Лотце не могут дать ясную картину того, что происходит во время творческого процесса. С одной стороны, Марсель Пруст, описывая ароматное печенье, мог бы  задействовать области мозга, связанные с обонянием. А другой писатель в своем творчестве может положиться на слуховые или визуальные воспоминания, чтобы описать время и место своего произведения. geo_icon