Новости партнеров

Бесплатный проезд на городском транспорте и скидки на посещение городских достопримечательностей —  карта Jerusalem City Pass сэкономит вам время и деньги

Бренд Röndell дополнил ассортимент посуды из нержавеющей стали эргономичным набором  Savvy - RDS-940

Новости партнеров

Ген высокогорья

Выживать на больших высотах жителям Тибета помогает ген, унаследованный от вымершего человеческого вида
текст:
Zzvet / Shutterstock / Тибетцы адаптировались к жизни в сложных природных условиях

Головокружения, одышка, сонливость и проблемы с пищеварением жителям высокогорного Тибета не знакомы. Они прекрасно себя чувствуют в горах на высоте четырех-пяти тысяч метров. Тогда как большинство людей на таких вершинах ощущают слабость и усталость из-за недостатка кислорода в воздухе. Ученые обнаружили ген, помогающий тибетцам справляться с горной болезнью, сообщает журнал «Нэйчер».

Масштабное исследование генетического кода жителей Тибета провели ученые из Университета Беркли в США и Южно-Китайского технологического университета. Они выяснили, что тибетцы адаптировались к жизни в столь сложных природных условиях с помощью нескольких унаследованных от древних народов генов. В частности, от денисовского человека и непальских шерпов, коренных жителей высокогорья. Один из этих генов — EPAS1 — отвечает за реакцию организма на низкий уровень кислорода в воздухе и регулирует выработку гемоглобина.

Вариация этого гена у жителей Тибета специфична и не встречается ни у одного современного народа. Пока неизвестно, каким образом эта генная мутация помогает им выживать в горах. Предположительно, в организме тибетцев образуется меньшее количество эритроцитов — клеток, которые переносят кислород. А их недостаток компенсируется более интенсивным кровотоком, который стимулируется оксидом азота.

Как предполагают ученые, механизм изменения ДНК тибетцев был запущен благодаря вмешательству генов денисовского человека. Этот вид вымерших людей был обнаружен российскими археологами на Алтае в 2008 году. Появление денисовцев в Азии исследователи объясняют их миграцией из Африки. В древности они самостоятельно пересекли линию Уоллеса — водораздел между азиатской и австралийской фауной. В результате скрещивания денисовцы наряду с неандертальцами передали часть генома современным людям.

04.07.2014