Социальные сети и электронная почта вызывают более сильную зависимость, чем табак и алкоголь. Об этом свидетельствует исследование, которое готовит к публикации журнал Psychological Science.

Вильгельм Хофманн из школы бизнеса Чикагского университета хотел узнать, какие соблазны мучают обычного человека в каждодневной жизни, и как мы им сопротивляемся. К числу «вредных привычек» Хофманн добавил, к примеру, такие пункты, как еда, работа и – главное – интернет. Стоило взглянуть на проблему шире, и выводы получились неожиданными.

Чего бы вам хотелось прямо здесь и сейчас? Хофманн неделю напролет донимал этим вопросом 205 своих испытуемых, жителей тихого немецкого города Вюрцбурга и его еще более тихих пригородов в возрасте от 18 до 55. Это не были специально отобранные интернет-аддикты или даже люди, чья профессия прямо связана с Сетью – в выборку попали студенты, безработные и двое пенсионеров, оставивших работу раньше срока. Им раздали по смартфону Blackberry, который семь раз в день настойчиво напоминал: пришло время заполнять электронную анкету.

В анкете есть 15 «объектов желания» на выбор: секс, интернет, табак, общение и так далее. Одной галочки рядом с подходящим пунктом мало. Надо оценить силу своего желания (по семибалльной шкале). Указать, что мешает воплотить его в жизнь. Наконец, обозначить (тоже баллами) серьезность препятствий: если, допустим, вы на работе, а вам хочется спать, то такой конфликт мечты с реальностью считается серьезным, а если вам нужно выйти на балкон покурить, но лень вставать с кровати – то не очень.

Опрошенные отвечали предсказуемо. В субботу днем им хотелось шоппинга, ближе к субботнему вечеру - алкоголя, а в понедельник утром – кофе. Варианты «есть», «пить» и «спать» собрали больше всего баллов и галочек. Сюрпризы начались, когда авторы стали сравнивать соблазны по нашей способности им сопротивляться.

Здесь с большим отрывом выиграло желание заглянуть в интернет: в 42 случаях из 100 люди бросались проверять почту или открывали Facebook – даже когда этот импульс конфликтовал с другими задачами (например, с работой), и ему честно пытались не поддаваться. Куда успешней испытуемые боролись с желаниями выкурить сигарету, выпить вина, заняться спортом или потратить деньги.

Чем ближе к вечеру, тем чаще опрошенным отказывал самоконтроль, и они поддавались соблазну выйти в Сеть – сказывалась усталость и желание развлечь себя самым легким способом.

Автор исследования считает: мы так легко даем интернету себя увлечь, потому что нам кажется, что это ничем не грозит. Благодаря многолетней антирекламе мы отдаем себе отчет, какую опасность несут алкоголь и табак. Бросить дела и отправиться в бар требует решительности. Выбраться в курилку – значит пожертвовать пятью минутами времени. А вот если потратить минуту-две на Facebook, рассуждаем мы, от нас не убудет – и по полчаса листаем ленту друзей. geo_icon