Авторитаризм и ксенофобия ускоряют эволюцию человека. К такому внезапному заключению пришел Табита Хунемейер из бразильского Института биологических наук со своей командой. На примере современных племен Южной Америки они доказали, что острое неравенство, когда лидер вносит непропорционально большой вклад в генофонд, а также жизнь в изоляции делают дикарей умнее и способнее соседей. Результаты исследований появились на этой неделе в журнале PNAS.

В фокусе исследования оказались семь первобытных племен, обитающих на берегах реки Амазонка и на Центральном плато, одном из крупных плоскогорий Бразилии. Все семь племен относятся к группе народов Же и говорят на одном и том же языке. Даже сейчас они питаются рисом и овощами, которые сами выращивают, лечатся травами, собранными в лесу, живут сплоченными коммунами в хижинах и не участвуют в делах государства. Однако при, казалось бы, равных условиях –  в том числе географических и погодных – разница между племенами налицо. В прямом и переносном смысле.

Ученые обратили внимание, что у шеванте форма лица шире, а мозг объемней, чем в других шести племенах. У представителей разных поколений обмерили черепа и посчитали своеобразный коэффициент эволюции – как быстро растет объем мозга. Оказалось, что шеванте прогрессируют в 3,8 раза быстрей прочих.

Анализ ДНК свидетельствует, что шеванте отделились от племени каяпо всего 1500 лет назад - а это, по меркам эволюции человека, ничтожный срок. Для сравнения: от австралопитека до человека разумного прошли миллионы лет. Что же заставило шеванте так быстро шагнуть вперед, не переставая быть первобытными людьми?

По гипотезе авторов, все дело в культурных запретах и особенностях сексуального отбора. Вождь берет в жены четверть всех женщин племени, и можно ожидать, что четверти детей племени достанутся гены одного мужчины, за лидерские качества которого отчасти отвечают и врожденные особенности. А запрет на межплеменные браки не дает генам “утекать” из популяции.

Исследование позволяет понять, как вели себя наши предки 120-200 тысяч лет назад, когда на свет появились люди, анатомически неотличимые от нас. Прямых свидетельств о поведенческих нормах этой эпохи слишком мало, а племена Амазонии - удобный модельный пример. Похоже, жесткая власть одного лидера и ксенофобия - неизбежные этапы взросления, которые древнему человечеству необходимо было пройти в прошлом. При этом пример южноамериканских племен мало годятся в качестве рецепта для современного человечества. Хотя бы потому, что цивилизация развивается эпигенетически - через передачу идей, а не генов, от человека человеку. geo_icon